Дата принятия: Утверждён решением совета городского поселения
«Усть-Карское» от 28 декабря 2022 года №19.
Описание: "В зелёном поле, повышенно поставленный поверх двух
серебряных кирок накрест рукоятями вверх - серебряный узкий палисад из трёх
заострённых брёвен, повышено обременённых чёрными кандалами со свисающей цепью.
Палисад сопровождён в оконечности фигурой, составленной из узких, широко
окаймлённых серебром перевязей: лазоревой левой, соединённой с верхней половиной
чёрной правой. Между палисадом и перевязями – золотой камень неправильной формы".
Герб городского поселения «Усть-Карское», в соответствии с методическими
рекомендациями по разработке и использованию официальных символов муниципальных
образований (раздел 2, глава VIII, пункты 45, 46), утвержденными геральдическим
советом при президенте России 28.06.2006 года, может воспроизводиться со статусной
короной установленного образца.
Обоснование символики: Городское поселение «Усть-Карское» (посёлок
городского типа Усть-Карск) муниципального района «Сретенский район» расположено
в 150 км к северо-востоку от города Сретенска. Усть-Карск основан в первой
половине XVIII века как пристань на левом берегу Шилки при впадении в неё реки
Кара. Усть-Карск имеет неповторимую историю развития, которая отражена многозначным
языком геральдических символов и аллегорий. Центральной фигурой герба является
золотой камень – символ золотоносных россыпей в долине реки Кара, исстари
существующей добычи золота и современных золотодобывающих предприятий как важнейшей
основы жизнедеятельности городского поселения и его развития. Серебряные кирки
(кайло) дополняют символику горнодобывающей промышленности, добычу драгоценных
металлов на реке Каре, со времени начала работы приисков, открытых в 1838 году
поисковой партией под руководством горного инженера А. И. Павлуцкого и
штейгера Я. С. Костылева. Острия кирок направлены вниз, что аллегорически
отражает смену тяжелого ручного труда на современное оборудование. Добыча золота
на Карийских промыслах велась преимущественно силами каторжан. Серебряный палисад
с кандалами сообразуется с памятником многочисленных жертвах каторги Усть-Карска и
символизирует Карийскую каторгу (Карийский каторжный район), входящую в систему
Нерчинской каторги с тюрьмами: Усть-Карийская, Нижне-Карийская, Средне-Карийская,
Верхне-Карийская и другие. В тюрьмах содержались уголовные, а в 1873–1890 годах –
политические преступники (представители почти всех политических партий,
существовавших тогда в России). Лазоревая (синяя) и чёрная перевязи – символ рек,
окаймлённых серебром словно берега. Богатство водных ресурсов района – это важная
речная артерия Амурского бассейна – река Шилки (лазурь) и её приток реки Кара
(чернь), поскольку на местном наречии «кара» означает чёрный цвет, делая герб
косвенно «гласным». Зелёное поле символически говорит о природных богатствах
региона. В оконечности герба под двумя перевязями аллегорически представляется
Шилкинский хребет, идущий по левобережью реки Шилки, с его горной тайгой,
живописными каменистыми утёсами, останцами, наледями, еланями и многочисленными
марями, а также окружающие сопки, поля, степи. Всё это явилось отражением в
символике поселения, которая вписана в его исторический контекст, показывает
бережное отношение населения к своему прошлому и природным ресурсам региона,
верность историческим традициям, сохранение преемственности многих поколений.
На символику герба распространяется также геральдическое значение цветов: золото
(жёлтый цвет) – символ прочности, богатства, величия, великодушия; серебро (белый
цвет) – символ чистоты, открытости, божественной мудрости, примирения; зелёный
цвет – символ природы, жизни, здоровья, надежды, плодородия полей; чёрный цвет –
благоразумие, мудрость, скромность; лазурь (синий цвет) – символ верности и
справедливости, красоты, благородства, любви к Родине, гордости и славы.
Авторская группа:
идея: Надежда Плесина, Виктория Шумеева, Евгения Арсентьева (все –
п. Усть-Карск);
геральдическая доработка: Константин Мочёнов (г. Химки);
художник и компьютерный дизайн: Ольга Салова (г. Москва);
обоснование символики: Ирина Куренная (г. Чита).
Источники.
|