Дата принятия: Утверждён решением совета сельского поселения «Угданское»
от 23 декабря 2022 года №50.
Описание: "В серебряном поле на таковой же серебряной оконечности
лазоревый дацан (буддистский храм) о трёх видимых ярусах, показанный без окон
и дверей и с таковыми же пристройками, уходящими за края щита, и перед ним -
два серебряных, с золотыми клювами сообращённо плывущих по оконечности лебедя
со сложенными ближними и воздетыми дальними крыльями, с золотым соёмбо (в виде
безанта с пламенем верху и над месяцем рогами вверх) над головами".
Герб сельского поселения «Угданское», в соответствии с методическими
рекомендациями по разработке и использованию официальных символов муниципальных
образований (раздел 2, глава VIII, пункты 45, 46), утверждёнными геральдическим
советом при президенте России 28.06.2006 года, может воспроизводиться со
статусной короной установленного образца.
Обоснование символики: В гербе сельского поселения «Угданское» простым
языком символов и аллегорий отражены его историко-культурные, географические и
природные особенности. Сельское поселение «Угданское», расположенное в пригороде
столицы Забайкальского края – города Чита, берет своё название от
административного центра – села Угдан. История небольшого бурятского села
по-своему уникальная. Это самобытное поселение коренных жителей Забайкалья,
доказывающее, что люди с древнейших времён выбирают географически благоприятные
земли для заселения. В современном селе Угдан проживают потомки монгольского
племени хори-бурят, которые, являются аборигенами современного Забайкалья.
Буряты в силу толерантного мышления способны жить бок об бок с другими
народами, не вмешиваясь во внутренние дела соседствующих племён, поэтому
границ и врагов для кочевников не было. Живя на протяжении веков в русскоязычной
среде, вблизи большого города, в окружении сёл, коренные жители не растеряли
свои исконные традиции, язык, бытовой уклад, буддийскую веру без отрицания
шаманизма. Угданцы с малолетства воспитываются в двуязычии в условиях
преобладающей культурной и языковой среды русских, они стали билингвами.
Смешанные браки нередкое явление среди хори-бурят. Жители сельского поселения
«Угданское» бережно относятся к сохранению народных традиций и истории, о чём
свидетельствует изображение лебедей. Символика плывущих лебедей в гербе
сельского поселения «Угданское» многозначна. Лебеди отображает легенду о
происхождении хори-бурят. На острове Ольхон жил парень по имени Хоридой,
охотник, рыбак. На берегу Байкала он ловил рыбу и увидел, как три лебедя
приземлились на воду. Лебеди превратились в прекрасных девушек, Хоридой
понравились они. Он спрятал крылья одной из них. Потом они поженились и
родили одиннадцать сыновей, от которых и произошли одиннадцать родов
хори-бурят. Поэтому буряты считают лебедь своей проматерью. Плывущие лебеди
аллегорически показывают местных жителей как тружеников, которые вносят свой
вклад в развитие культурной и духовной жизни сельского поселения «Угданское».
Лебедь – гордая и величавая птица. Красота их формы является украшением
водоёмов - озёр, где они обычно обитают, однако гнезда лебеди обустраивают
на суше. Умные, понятливые птицы, лебеди приспосабливаются к различным
обстоятельствам, но вместе с этим, никогда не утрачивают осторожности.
Лебеди отличаются красотой, привязанностью и постоянством в браке, нежно и
заботливо относятся потомству. Два лебедя, с воздетыми крыльями образно
представляют серебряный (белый) цветок лотоса, духовное раскрытие, мудрость,
нирвану. Серебряный (белый) лебедь - ассоциируется с чистой душой,
непорочностью. Бурятское соёмбо состоит из трёх элементов: луны, солнца и
огня. Здесь луна, располагаясь внизу, образует своеобразную чашу, над
которой как бы восходит солнце, а выше его - три языка пламени - символ
огня. Огонь означает не только тепло, жизнь, свет, возрождение, благополучие,
очаг. Он считался и символом чистоты, и хранителем дома. Ему приносили
жертвы. С помощью огня шаманы исцеляли больных, изгоняя из них злых духов.
Буряты всегда относились к огню с большим почтением. Три языка пламени
выбраны также не случайно. Передний язычок - символ прошлого; средний -
олицетворяет современное поколение; третий - будущие поколения. Все вместе
они подчёркивают непрерывность и преемственность истории. Солнце тоже
относится к числу наиболее древних символов, и его изображение получило
широкое распространение среди народов мира. С ним связаны представления как
об источнике жизни, жизненной силы, света, богатства, изобилия. Угданский
буддийский дацан был заложен в конце 1990 года по инициативе председателя
кооперативного хозяйства Дугарова Михаила Дугаровича, с согласия правления
и общего собрания членов колхоза и с одобрения старейшин села Угдан. Место
под дацан было указано Димчиком Лугдуевым, старейшиной села, одобрено и
освещено шэрээтэ-настоятелем Эгитуйского дацана (Бурятия) Гомбо-ламой
(ныне покойным). Возвышенность на западной стороне села называется Хурлэ
добо, здесь раньше проводились различные религиозные хуралы-молебны жителей
местности Угдан. Престарелый Гомбо-лама нарек будущий дацан
«Содномдаржайлинг», что означает «Приумножающий благодеяния». Перед началом
строительства были выполнены все обрядовые ритуалы в присутствии многих
жителей. Строительство Угданского дацана войдет в историю села как пример
общественного единения. Основную работу провели рабочие кооперативного
хозяйства «Угданский». В зимнюю стужу начали заготовку леса. Колхоз выделили
технику для вывоза леса и мужчины села начали строительство. Люди жертвовали
на благое дело не только деньги, несли в дар дацану сохраненные в семьях
танки-иконы, изображения и статуэтки бурханов. Много полезного и нужного
для ритуальных служб подарило руководство Ивалгинского дацана (Бурятия).
Целая команда добровольных помощников ездила в Агинское, Цугол, Улан–Удэ,
чтобы приобрести необходимое для открытия дацана. В период подготовки к
открытию почти в каждом доме совершенно безвозмездно, вдохновенно трудились
все жители. Каждый старался внести свою лепту в общее дело: женщины шили,
красили, мужчины строили ограду и подсобные помещения, дети и подростки
убирали территорию дацана. Постепенно, начиная от двух помещений, дацан
расстроился до настоящего комплекса. К открытию дацан обладал всем
необходимым. 6 июля 1991 года дацан был открыт для посещения, в день
празднования 250-летия признания буддизма в России. 14 августа было
торжественное освящение в присутствии высокопоставленных лам из Аги,
Бурятии и Монголии. Первыми ламами были: Жамсаранов Митуп Жамсаранович,
Цыренов Станислав Генинович, Цыдыпов Батор и другие. Угданский дацан
является местной религиозной организацией, объединяющей лам – буддийских
священнослужителей и буддистов мирян, исповедующих традиционный для
России буддизм махаянистского направления, признанный в России в 1741
году. Полное наименование: местная религиозная организация буддистов
Угданского дацана «Содномдаржайлинг», сокращённое наименование: Угдан
Дацан, который входит в структуру централизованной религиозной организации
«Буддийская Традиционная Сангха России» религиозного управления. Основной
формой деятельности дацана является: совместные исповедания,
распространение, изучение, бережное хранение и пропаганда духовного
наследия и завета Будды, культуры и традиций буддийского учения, его
философских, нравственных и морально-этических основ, воспитание людей в
духе сострадания и любви ко всем живым существам. В гербе серебряные
родники образуют оконечность, по которой плывут лебеди, дополняя
природную символику и аллегорически показывая географическое расположение
сельского поселения «Угданское» на берегах реки Чита и озеро Угдан.
Применённые в гербе металлы и цвет дополняют символику: серебро (белый
цвет) – символ чистоты, невинности, верности, надежности и доброты; золото
(жёлтый цвет) – символ высшей ценности, величия, богатства, урожая;
лазоревый (синий цвет) - символ чести, славы, преданности, истины, красоты
и добродетели. Таким образом, герб сельского поселения «Угданское» языком
символов и аллегорий показывая связь поколений и бережное отношение
местных жителей к своему прошлому, настоящему и устремление в будущее.
Авторская группа:
идея: Дамдин Базаржав (с. Угдан);
геральдическая доработка: Константин Мочёнов (г. Химки);
художник: Дамдин Базаржав (с. Угдан);
компьютерный дизайн: Ольга Салова (г. Москва);
обоснование символики: Екатерина Мочёнова (г. Москва), Ирина Куренная
(г. Чита).
Источники.
|