ПРОЕКТ ГЕРАЛЬДИКА >> РОССИЯ (РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ) >> ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ >> УГДАНСКОЕ Не найден файл ПроГер/ProHer.files/fon_blazon_right.gif

Не найден файл ПроГер/ProHer_r2.files/ugdanskoe_rf1.gif
  Современный герб Не найден файл ПроГер/ProHer.files/fon_blazon_right.gif

Дата принятия: Утверждён решением совета сельского поселения «Угданское» от 23 декабря 2022 года №50.
Описание: "В серебряном поле на таковой же серебряной оконечности лазоревый дацан (буддистский храм) о трёх видимых ярусах, показанный без окон и дверей и с таковыми же пристройками, уходящими за края щита, и перед ним - два серебряных, с золотыми клювами сообращённо плывущих по оконечности лебедя со сложенными ближними и воздетыми дальними крыльями, с золотым соёмбо (в виде безанта с пламенем верху и над месяцем рогами вверх) над головами".
Герб сельского поселения «Угданское», в соответствии с методическими рекомендациями по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований (раздел 2, глава VIII, пункты 45, 46), утверждёнными геральдическим советом при президенте России 28.06.2006 года, может воспроизводиться со статусной короной установленного образца.
Обоснование символики: В гербе сельского поселения «Угданское» простым языком символов и аллегорий отражены его историко-культурные, географические и природные особенности. Сельское поселение «Угданское», расположенное в пригороде столицы Забайкальского края – города Чита, берет своё название от административного центра – села Угдан. История небольшого бурятского села по-своему уникальная. Это самобытное поселение коренных жителей Забайкалья, доказывающее, что люди с древнейших времён выбирают географически благоприятные земли для заселения. В современном селе Угдан проживают потомки монгольского племени хори-бурят, которые, являются аборигенами современного Забайкалья. Буряты в силу толерантного мышления способны жить бок об бок с другими народами, не вмешиваясь во внутренние дела соседствующих племён, поэтому границ и врагов для кочевников не было. Живя на протяжении веков в русскоязычной среде, вблизи большого города, в окружении сёл, коренные жители не растеряли свои исконные традиции, язык, бытовой уклад, буддийскую веру без отрицания шаманизма. Угданцы с малолетства воспитываются в двуязычии в условиях преобладающей культурной и языковой среды русских, они стали билингвами. Смешанные браки нередкое явление среди хори-бурят. Жители сельского поселения «Угданское» бережно относятся к сохранению народных традиций и истории, о чём свидетельствует изображение лебедей. Символика плывущих лебедей в гербе сельского поселения «Угданское» многозначна. Лебеди отображает легенду о происхождении хори-бурят. На острове Ольхон жил парень по имени Хоридой, охотник, рыбак. На берегу Байкала он ловил рыбу и увидел, как три лебедя приземлились на воду. Лебеди превратились в прекрасных девушек, Хоридой понравились они. Он спрятал крылья одной из них. Потом они поженились и родили одиннадцать сыновей, от которых и произошли одиннадцать родов хори-бурят. Поэтому буряты считают лебедь своей проматерью. Плывущие лебеди аллегорически показывают местных жителей как тружеников, которые вносят свой вклад в развитие культурной и духовной жизни сельского поселения «Угданское». Лебедь – гордая и величавая птица. Красота их формы является украшением водоёмов - озёр, где они обычно обитают, однако гнезда лебеди обустраивают на суше. Умные, понятливые птицы, лебеди приспосабливаются к различным обстоятельствам, но вместе с этим, никогда не утрачивают осторожности. Лебеди отличаются красотой, привязанностью и постоянством в браке, нежно и заботливо относятся потомству. Два лебедя, с воздетыми крыльями образно представляют серебряный (белый) цветок лотоса, духовное раскрытие, мудрость, нирвану. Серебряный (белый) лебедь - ассоциируется с чистой душой, непорочностью. Бурятское соёмбо состоит из трёх элементов: луны, солнца и огня. Здесь луна, располагаясь внизу, образует своеобразную чашу, над которой как бы восходит солнце, а выше его - три языка пламени - символ огня. Огонь означает не только тепло, жизнь, свет, возрождение, благополучие, очаг. Он считался и символом чистоты, и хранителем дома. Ему приносили жертвы. С помощью огня шаманы исцеляли больных, изгоняя из них злых духов. Буряты всегда относились к огню с большим почтением. Три языка пламени выбраны также не случайно. Передний язычок - символ прошлого; средний - олицетворяет современное поколение; третий - будущие поколения. Все вместе они подчёркивают непрерывность и преемственность истории. Солнце тоже относится к числу наиболее древних символов, и его изображение получило широкое распространение среди народов мира. С ним связаны представления как об источнике жизни, жизненной силы, света, богатства, изобилия. Угданский буддийский дацан был заложен в конце 1990 года по инициативе председателя кооперативного хозяйства Дугарова Михаила Дугаровича, с согласия правления и общего собрания членов колхоза и с одобрения старейшин села Угдан. Место под дацан было указано Димчиком Лугдуевым, старейшиной села, одобрено и освещено шэрээтэ-настоятелем Эгитуйского дацана (Бурятия) Гомбо-ламой (ныне покойным). Возвышенность на западной стороне села называется Хурлэ добо, здесь раньше проводились различные религиозные хуралы-молебны жителей местности Угдан. Престарелый Гомбо-лама нарек будущий дацан «Содномдаржайлинг», что означает «Приумножающий благодеяния». Перед началом строительства были выполнены все обрядовые ритуалы в присутствии многих жителей. Строительство Угданского дацана войдет в историю села как пример общественного единения. Основную работу провели рабочие кооперативного хозяйства «Угданский». В зимнюю стужу начали заготовку леса. Колхоз выделили технику для вывоза леса и мужчины села начали строительство. Люди жертвовали на благое дело не только деньги, несли в дар дацану сохраненные в семьях танки-иконы, изображения и статуэтки бурханов. Много полезного и нужного для ритуальных служб подарило руководство Ивалгинского дацана (Бурятия). Целая команда добровольных помощников ездила в Агинское, Цугол, Улан–Удэ, чтобы приобрести необходимое для открытия дацана. В период подготовки к открытию почти в каждом доме совершенно безвозмездно, вдохновенно трудились все жители. Каждый старался внести свою лепту в общее дело: женщины шили, красили, мужчины строили ограду и подсобные помещения, дети и подростки убирали территорию дацана. Постепенно, начиная от двух помещений, дацан расстроился до настоящего комплекса. К открытию дацан обладал всем необходимым. 6 июля 1991 года дацан был открыт для посещения, в день празднования 250-летия признания буддизма в России. 14 августа было торжественное освящение в присутствии высокопоставленных лам из Аги, Бурятии и Монголии. Первыми ламами были: Жамсаранов Митуп Жамсаранович, Цыренов Станислав Генинович, Цыдыпов Батор и другие. Угданский дацан является местной религиозной организацией, объединяющей лам – буддийских священнослужителей и буддистов мирян, исповедующих традиционный для России буддизм махаянистского направления, признанный в России в 1741 году. Полное наименование: местная религиозная организация буддистов Угданского дацана «Содномдаржайлинг», сокращённое наименование: Угдан Дацан, который входит в структуру централизованной религиозной организации «Буддийская Традиционная Сангха России» религиозного управления. Основной формой деятельности дацана является: совместные исповедания, распространение, изучение, бережное хранение и пропаганда духовного наследия и завета Будды, культуры и традиций буддийского учения, его философских, нравственных и морально-этических основ, воспитание людей в духе сострадания и любви ко всем живым существам. В гербе серебряные родники образуют оконечность, по которой плывут лебеди, дополняя природную символику и аллегорически показывая географическое расположение сельского поселения «Угданское» на берегах реки Чита и озеро Угдан. Применённые в гербе металлы и цвет дополняют символику: серебро (белый цвет) – символ чистоты, невинности, верности, надежности и доброты; золото (жёлтый цвет) – символ высшей ценности, величия, богатства, урожая; лазоревый (синий цвет) - символ чести, славы, преданности, истины, красоты и добродетели. Таким образом, герб сельского поселения «Угданское» языком символов и аллегорий показывая связь поколений и бережное отношение местных жителей к своему прошлому, настоящему и устремление в будущее.
Авторская группа:
идея: Дамдин Базаржав (с. Угдан);
геральдическая доработка: Константин Мочёнов (г. Химки);
художник: Дамдин Базаржав (с. Угдан);
компьютерный дизайн: Ольга Салова (г. Москва);
обоснование символики: Екатерина Мочёнова (г. Москва), Ирина Куренная (г. Чита).
Источники.