Дата принятия: Утверждён решением совета сельского поселения «Угданское»
от 23 декабря 2022 года №50.
Описание: "Прямоугольное белое полотнище с отношением ширины к длине
2:3, воспроизводящее композицию фигур из герба сельского поселения «Угданское»,
выполненных в синем, белом и жёлтом цветах. Обратная сторона полотнища зеркально
воспроизводит лицевую".
Обоснование символики: Флаг сельского поселения «Угданское» составлен на
основе герба сельского поселения «Угданское» и повторяет его символику, отражая
его историко-культурные, географические и природные особенности. Сельское
поселение «Угданское», расположенное в пригороде столицы Забайкальского края –
города Чита, берёт своё название от административного центра – села Угдан.
История небольшого бурятского села по-своему уникальная. Это самобытное
поселение коренных жителей Забайкалья, доказывающее, что люди с древнейших
времён выбирают географически благоприятные земли для заселения. В современном
селе Угдан проживают потомки монгольского племени хори-бурят, которые, являются
аборигенами современного Забайкалья. Буряты в силу толерантного мышления
способны жить бок об бок с другими народами, не вмешиваясь во внутренние дела
соседствующих племён, поэтому границ и врагов для кочевников не было. Живя на
протяжении веков в русскоязычной среде, вблизи большого города, в окружении
сёл, коренные жители не растеряли свои исконные традиции, язык, бытовой уклад,
буддийскую веру без отрицания шаманизма. Угданцы с малолетства воспитываются в
двуязычии в условиях преобладающей культурной и языковой среды русских, они
стали билингвами. Смешанные браки нередкое явление среди хори-бурят. Жители
сельского поселения «Угданское» бережно относятся к сохранению народных
традиций и истории, о чем свидетельствует изображение лебедей. Символика
плывущих лебедей сельского поселения «Угданское» многозначна. Лебеди отображает
легенду о происхождении хори-бурят. На острове Ольхон жил парень по имени
Хоридой, охотник, рыбак. На берегу Байкала он ловил рыбу и увидел, как три
лебедя приземлились на воду. Лебеди превратились в прекрасных девушек, Хоридой
понравились они. Он спрятал крылья одной из них. Потом они поженились и родили
одиннадцать сыновей, от которых и произошли одиннадцать родов хори-бурят.
Поэтому буряты считают лебедь своей проматерью. Плывущие лебеди аллегорически
показывают местных жителей как тружеников, которые вносят свой вклад в развитие
культурной и духовной жизни сельского поселения «Угданское». Лебедь – гордая и
величавая птица. Красота их формы является украшением водоемов - озёр, где они
обычно обитают, однако гнезда лебеди обустраивают на суше. Умные, понятливые
птицы, лебеди приспосабливаются к различным обстоятельствам, но вместе с этим,
никогда не утрачивают осторожности. Лебеди отличаются красотой, привязанностью
и постоянством в браке, нежно и заботливо относятся потомству. Два лебедя, с
воздетыми крыльями образно представляют серебряный (белый) цветок лотоса,
духовное раскрытие, мудрость, нирвану; серебряный (белый) лебедь - ассоциируется
с чистой душой, непорочностью. Бурятское соёмбо состоит из трёх элементов: луны,
солнца и огня. Здесь луна, располагаясь внизу, образует своеобразную чашу, над
которой как бы восходит солнце, а выше его - три языка пламени - символ огня.
Огонь означает не только тепло, жизнь, свет, возрождение, благополучие, очаг.
Он считался и символом чистоты, и хранителем дома. Ему приносили жертвы. С
помощью огня шаманы исцеляли больных, изгоняя из них злых духов. Буряты всегда
относились к огню с большим почтением. Три языка пламени выбраны также не
случайно. Передний язычок - символ прошлого; средний - олицетворяет современное
поколение; третий - будущие поколения. Все вместе они подчёркивают непрерывность
и преемственность истории. Солнце тоже относится к числу наиболее древних
символов, и его изображение получило широкое распространение среди народов
мира. С ним связаны представления как об источнике жизни, жизненной силы, света,
богатства, изобилия. Угданский буддийский дацан был заложен в конце 1990 года
по инициативе председателя кооперативного хозяйства Дугарова Михаила Дугаровича,
с согласия правления и общего собрания членов колхоза и с одобрения старейшин
села Угдан. Место под дацан было указано Димчиком Лугдуевым, старейшиной села,
одобрено и освещено шэрээтэ-настоятелем Эгитуйского дацана (Бурятия)
Гомбо-ламой (ныне покойным). Возвышенность на западной стороне села называется
Хурлэ добо, здесь раньше проводились различные религиозные хуралы-молебны
жителей местности Угдан. Престарелый Гомбо-лама нарек будущий дацан
«Содномдаржайлинг», что означает «Приумножающий благодеяния». Перед началом
строительства были выполнены все обрядовые ритуалы в присутствии многих жителей.
Строительство Угданского дацана войдёт в историю села как пример общественного
единения. Основную работу провели рабочие кооперативного хозяйства «Угданский».
В зимнюю стужу начали заготовку леса. Колхоз выделили технику для вывоза леса
и мужчины села начали строительство. Люди жертвовали на благое дело не только
деньги, несли в дар дацану сохраненные в семьях танки-иконы, изображения и
статуэтки бурханов. Много полезного и нужного для ритуальных служб подарило
руководство Ивалгинского дацана (Бурятия). Целая команда добровольных
помощников ездила в Агинское, Цугол, Улан–Удэ, чтобы приобрести необходимое
для открытия дацана. В период подготовки к открытию почти в каждом доме села
совершенно безвозмездно, вдохновенно трудились все жители. Каждый старался
внести свою лепту в общее дело: женщины шили, красили, мужчины строили ограду
и подсобные помещения, дети и подростки убирали территорию дацана. Постепенно,
начиная от двух помещений, дацан расстроился до настоящего комплекса. К
открытию дацан обладал всем необходимым. 6 июля 1991 года дацан был открыт
для посещения, в день празднования 250-летия признания буддизма в России.
14 августа было торжественное освящение в присутствии высокопоставленных
лам из Аги, Бурятии и Монголии. Первыми ламами были: Жамсаранов Митуп
Жамсаранович, Цыренов Станислав Генинович, Цыдыпов Батор и другие. Угданский
дацан является местной религиозной организацией, объединяющей лам –
буддийских священнослужителей и буддистов мирян, исповедующих традиционный
для России буддизм махаянистского направления, признанный в России в 1741
году. Полное наименование: местная религиозная организация буддистов
Угданского дацана «Содномдаржайлинг», сокращённое наименование: Угдан Дацан,
который входит в структуру централизованной религиозной организации
«Буддийская Традиционная Сангха России» религиозного управления. Основной
формой деятельности дацана является: совместные исповедания, распространение,
изучение, бережное хранение и пропаганда духовного наследия и завета Будды,
культуры и традиций буддийского учения, его философских, нравственных и
морально-этических основ, воспитание людей в духе сострадания и любви ко
всем живым существам. Белые (серебряные) родники образуют оконечность, по
которой плывут лебеди, дополняя природную символику и аллегорически
показывая географическое расположение сельского поселения «Угданское» на
берегах реки Чита и озеро Угдан. Применённые во флаге металлы и цвет
дополняют символику: белый цвет (серебро) - символ чистоты, невинности,
верности, надежности и доброты; жёлтый цвет (золото) – символ высшей
ценности, величия, богатства, урожая; синий цвет (лазоревый) - символ
чести, славы, преданности, истины, красоты и добродетели. Таким образом,
флаг сельского поселения «Угданское» языком символов и аллегорий показывая
связь поколений и бережное отношение местных жителей к своему прошлому,
настоящему и устремление в будущее.
Авторская группа:
идея: Дамдин Базаржав (с. Угдан);
геральдическая доработка: Константин Мочёнов (г. Химки);
художник: Дамдин Базаржав (с. Угдан);
компьютерный дизайн: Ольга Салова (г. Москва);
обоснование символики: Екатерина Мочёнова (г. Москва), Ирина Куренная
(г. Чита).
Источники.
|