Дата принятия: Утверждён решением совета сельского поселения «Чикичейское»
от 21 ноября 2022 года №64.
Описание: "В червлёном и золотом поле, рассечённом волнообразно с
одним изгибом влево и одним вправо - восстающий конь в узде без поводьев; все
– переменных цветов".
Герб сельского поселения «Чикичейское», в соответствии с методическими
рекомендациями по разработке и использованию официальных символов муниципальных
образований (раздел 2, глава VIII, пункты 45, 46), утверждёнными геральдическим
советом при президенте Росси 28.06.2006 года, может воспроизводиться со статусной
короной установленного образца.
Обоснование символики: Сельское поселение «Чикичейское» – муниципальное
образование в Сретенском районе Забайкальского края. В его состав входят сёла
Адом, Кулан, Мыгжа и Чикичей. Центром сельского поселения является село Чикичей,
расположенное в западной части района в 26 километрах от города Сретенска,
основанное в XVIII веке крестьянами, приписанным к Нерчинским Заводам. Существует
две версии о происхождении названия села. Первая: название происходит от
забайкальского диалекта «чигитай» – «джигитай» (монг.), что означает – дикая
лошадь полукровка – «полуконь», то есть смешанная порода лошади – осёдланной
домашней и дикой монгольской. Чикичеями издавна называли диких лошадей алтайцы,
калмыки и другие монголоязычные народы России. Согласно «Толкового словаря
живого великорусского языка» В. И. Даля «чикичей» – это «полуконь».
По другим данным название села происходит от слова «чикима», то есть «спрятаться».
На этой двойной исторической и лингвистической основе создана символика сельского
поселения «Чикичейское» – основной фигурой, которой является восстающий конь.
Здесь его половина как бы спрятана переменой цвета – с золотого на красный
(червлень). Этим показана взаимосвязь геральдического значения цветов, которые
означают лучшие человеческие качества: червлень (красный цвет) – символ мужества,
жизнеутверждающей силы и красоты, а золото – символ высшей ценности, величия,
богатства, урожая. В геральдике конь – древнейший и самый значимый символ,
его образ трактуется как «знак победы и храбрости». В старой сибирской
геральдике – это образ освоения и развития сибирских земель. Особое
уважительное отношение к лошади во все исторические периоды было в
крестьянских хозяйствах Забайкалья. В них они являлись самыми многочисленными
животными. В сёлах Адом, Мыгжа и Чикичей, которые были казачьими поселениями,
входившими в состав Курлыченской станицы пешего войска ЗКВ, количество
лошадей в течение веков доходило до полутысячи и свыше. Человек изо дня в
день полагался на коня в повседневной жизни и в военных походах. Для
забайкальского казака конь – символ гордого и свободного воина, презирающего
опасность и смерть, верного долгу и чести. Культ коня преобладал во многом
над другими традициями и поверьями. Когда казак уходил на войну, то собирал
коня за собственные средства. Его снаряжение должно быть не меньшей
значимости, чем оружие и экипировка. Боевое животное украшали дорогими
сбруей, седлом и другими атрибутами. Когда коня рассёдлывали, то следили,
чтобы он полностью остыл, прежде чем его отведут в конюшню к пойлу и корму.
Сыновья казаков начинали ездить верхом с двухлетнего возраста. Ко времени
службы между всадником и конём существовало полное доверие. Конь для
казака был гораздо больше, чем просто домашнее животное, это символ
статусности. Конь был подлинным товарищем, от которого зависели успех и
сама жизнь казака. От лошади также зависел урожай земледельца, благополучие
семьи, хорошее здоровье и долголетие. Волнообразное деление поля герба
означает богатые водные ресурсы территории поселения – левые притоки
Шилки: реку Матакан, на которой стоят сёла Адом и Чикичей, реку Мыгжа
(село Мыгжа), а также реки Курлыч-Абрамовский и Курлыч (село Кулан).
Таким образом, конь, цветовое решение и деление поля герба вписаны в
исторический контекст сельского поселения «Чикичейское», что гармонично
и лаконично показывает бережное отношение жителей региона к своему
прошлому, верность национальным традициям, сохранение преемственности
многих поколений, скорость, поступательное движение и грациозность
животного указывают на перспективу развития территории сельского
поселения.
Авторская группа:
идея: Константин Мочёнов (г. Химки);
художник: Оксана Афанасьева (г. Москва);
компьютерный дизайн: Ольга Салова (г. Москва);
обоснование символики: Ирина Куренная (г. Чита).
Источники.
|