Дата принятия: Герб Дзун-Хемчикского кожууна утверждён решением хурала
представителей муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун республики Тыва»
от 18 марта 2020 года №60.
В Государственный геральдический регистр России внесён под №12997.
Описание: "В поле, составленном из 12 серебряных и золотых чередующихся
клиньев - лазоревый шар (круг) обременённый вверху золотой двухъярусной крышей
пагоды (хурээ), увенчанной соёмбо того же металла, а внизу - серебряным, с
золотыми гривой, хвостом и копытами, бегущим конём".
Герб Дзун-Хемчикского кожууна, в соответствии с «Методическими рекомендациями
по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований»
(раздел 2, глава VIII, пункты 45, 46), утверждёнными геральдическим советом при
президенте России 28.06.2006 года, может воспроизводиться со статусной короной
установленного образца.
Обоснование символики: Дзун-Хемчикский кожуун находится на западе
республики Тыва, в западной части Тувинской котловины. Название переводится как
«восточный Хемчик». Кожуун расположен в восточной части бассейна реки Хемчик,
которая является притоком Енисея и служит северной административной границей
кожууна. Дзун-Хемчикский кожуун - гористый район. Рельеф понижается от хребтов
системы Танну-Ола (по-тувински Танды-Уула), что протянулись на юге, к долине
Хемчика. Долины рек занимают степи, выше раскинулись леса, ещё выше - альпийские
луга. Равнины по долинам рек пригодны для сельского хозяйства. Среди природных
богатств основным считается уголь. Его добыча ведётся открытым способом.
Территория Дзун-Хемчикского кожууна издревле являлась вотчиной кочевников,
которые обитали здесь задолго до нашей эры. В середины I тысячелетия регион
последовательно находился в составе Тюркского, Уйгурского, Киргизского каганатов,
империи монголов, государства ойратов, маньчжурских династий. В XVIII веке, когда
регион был частью Джунгарского ханства, сформировался Даа-кожуун - прообраз
современного района. Он существовал и во время Урянхайского края (так называлась
Тува в царской России), и в начальный период независимой Тувинской республики
(1921-44 годы). В 1929 году из него выделили Дзун-Хемчикский кожуун, который с
небольшими изменениями существует и поныне. В символику герба вписана история
кожууна. В состав современного Дзун-Хемчикского кожууна входят 12 муниципальных
образований - город Чадан и 11 сумонов: Баян-Тала, Бажын-Алаак, Ийме, Теве-Хая,
Хорум-Даг, Хайыракан, Хондергей, Чыргакы, Чыраа-Бажы, Шеми, Элдиг-Хем, что в
гербе аллегорически показано полем, составленным из 12 золотых и серебряных
частей. Многочастное поле объединяет лазоревый (синий) круг. Круг, символизирует
жилище тувинских предков - юрту, а также пиалу, в которой подносят пищу, блюда из
молока. Пиала неразделима с тувинской юртой: зашедшему в юрту в знак гостеприимства
тувинцы подносят чай с молоком или молоко. В верху круга изображена часть двойной
крыши пагоды (хурээ), увенчанная знаком «соёмбо», что символизирует нижнечаданский
(Алдыы-Хурээ) и верхнечаданский (Устуу-Хурээ) буддийские храмы. Устуу-Хурээ – один
из крупнейших храмовых комплексов, находящихся на территории Дзун-Хемчикского
кожууна, который по праву считается центром духовности, колыбелью становления
государственности Тувы. Именно на территории Устуу-Хурээ была заложена основа
тувинского алфавита, отчеканена первая монета Тувинской народной республики и
образовано первое высшее учебное заведение (институт), выпускники которого
становились первыми управленцами Тувы. На крыше храма расположен знак монгольских,
бурятских и тибетских народов «Соёмбо» означающий понятие «самозародившийся»
(письменный монгольский soyombu, soyongbu). Соёмбо является древним комплексным
символом, восходящим к индо-буддийскому наследию. Верх Соёмбо увенчан знаком
огня, который для тувинцев традиционно означает рассвет и возрождение, а также
продолжение и расширение рода. Огонь (очаг жизни) символизирует теплоту,
благополучие, непоколебимость и искренность народа, живущего в кожууне. Три языка
пламени олицетворяют процветание народа в трёх временах - прошлом, настоящем и
будущем. Солнце и Луна - главные светила на небосклоне, дающие тепло и свет, они
символизируют доброту и вечность. Эти символы были включены в печать хун-нояна
Буян-Бадыргы, правителя Даа кожууна. Конь - надёжный друг степняка-кочевника,
символизирует энергию, скорость, стремление к прогрессу. Применённые в гербе цвета
и металлы дополняют его символику: лазурь (синий цвет) - у кочевников-скотоводов
с древнейших времён является символом бескрайнего неба («Дээр-Ада», «Дэнгер-Дээр»),
отца прародителя всего на земле, символизирует стремление к бескрайним высотам во
всех направлениях деятельности, чистоту помыслов и крепость духа. Золото (жёлтый
цвет) - символизирует достаток, гордость, верность, справедливость и человеколюбие,
а также вероисповедование местных жителей (буддизм). Серебро (белый цвет) - символ
благородства, божественной мудрости, открытости, примирения, цвет молока,
почитаемого тувинцами.
Авторская группа:
идея: Д. Д-Д. Монгуш, М. К. Монгуш, М. Т. Куулар,
Э. Х. Ховалыг (все - г. Чадан);
геральдическая доработка: Константин Мочёнов (г. Химки);
художник и компьютерный дизайн: Анна Гарсия (г. Москва);
обоснование символики: Юрий Фрейман (г. Кемерово).
Источники.
|