Дата принятия: Флаг Дзун-Хемчикского кожууна утверждён решением хурала
представителей муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун республики Тыва»
от 18 марта 2020 года №60.
В Государственный геральдический регистр России внесён под №12998.
Описание: "Прямоугольное двухстороннее полотнище с отношением ширины
к длине 2:3, воспроизводящее фигуры из герба Дзун-Хемчикского кожууна,
выполненные синим, жёлтым и белым цветом. Обратная сторона полотнища зеркально
воспроизводит лицевую".
Обоснование символики: Флаг Дзун-Хемчикского кожууна составлен на
основании герба Дзун-Хемчикского кожууна и повторяет его символику.
Дзун-Хемчикский кожуун находится на западе республики Тыва, в западной части
Тувинской котловины. Название переводится как «восточный Хемчик». Кожуун
расположен в восточной части бассейна реки Хемчик, которая является притоком
Енисея и служит северной административной границей кожууна. Дзун-Хемчикский
кожуун - гористый район. Рельеф понижается от хребтов системы Танну-Ола
(по-тувински Танды-Уула), что протянулись на юге, к долине Хемчика. Долины рек
занимают степи, выше раскинулись леса, ещё выше - альпийские луга. Равнины по
долинам рек пригодны для сельского хозяйства. Среди природных богатств основным
считается уголь. Его добыча ведётся открытым способом. Территория
Дзун-Хемчикского кожууна издревле являлась вотчиной кочевников, которые обитали
здесь задолго до нашей эры. В середины I тысячелетия регион последовательно
находился в составе Тюркского, Уйгурского, Киргизского каганатов, империи
монголов, государства ойратов, маньчжурских династий. В XVIII веке, когда регион
был частью Джунгарского ханства, сформировался Даа-кожуун - прообраз современного
района. Он существовал и во время Урянхайского края (так называлась Тува в царской
России), и в начальный период независимой Тувинской республики (1921-44 годы). В
1929 году из него выделили Дзун-Хемчикский кожуун, который с небольшими изменениями
существует и поныне. В символику герба вписана история кожууна. В состав
современного Дзун-Хемчикского кожууна входят 12 муниципальных образований - город
Чадан и 11 сумонов: Баян-Тала, Бажын-Алаак, Ийме, Теве-Хая, Хорум-Даг, Хайыракан,
Хондергей, Чыргакы, Чыраа-Бажы, Шеми, Элдиг-Хем, что в гербе аллегорически показано
полем, составленным из 12 золотых и серебряных частей. Многочастное поле объединяет
лазоревый (синий) круг. Круг, символизирует жилище тувинских предков - юрту, а также
пиалу, в которой подносят пищу, блюда из молока. Пиала неразделима с тувинской
юртой: зашедшему в юрту в знак гостеприимства тувинцы подносят чай с молоком или
молоко. В верху круга изображена часть двойной крыши пагоды (хурээ), увенчанная
знаком «соёмбо», что символизирует нижнечаданский (Алдыы-Хурээ) и верхнечаданский
(Устуу-Хурээ) буддийские храмы. Устуу-Хурээ – один из крупнейших храмовых комплексов,
находящихся на территории Дзун-Хемчикского кожууна, который по праву считается
центром духовности, колыбелью становления государственности Тувы. Именно на
территории Устуу-Хурээ была заложена основа тувинского алфавита, отчеканена первая
монета Тувинской народной республики и образовано первое высшее учебное заведение
(институт), выпускники которого становились первыми управленцами Тувы. На крыше
храма расположен знак монгольских, бурятских и тибетских народов «Соёмбо»
означающий понятие «самозародившийся» (письм. монг. soyombu, soyongbu). Соёмбо
является древним комплексным символом, восходящим к индо-буддийскому наследию.
Верх Соёмбо увенчан знаком огня, который для тувинцев традиционно означает рассвет
и возрождение, а также продолжение и расширение рода. Огонь (очаг жизни)
символизирует теплоту, благополучие, непоколебимость и искренность народа,
живущего в кожууне. Три языка пламени олицетворяют процветание народа в трёх
временах - прошлом, настоящем и будущем. Солнце и Луна - главные светила на
небосклоне, дающие тепло и свет, они символизируют доброту и вечность. Эти символы
были включены в печать хун-нояна Буян-Бадыргы, правителя Даа кожууна. Конь -
надёжный друг степняка-кочевника, символизирует энергию, скорость, стремление к
прогрессу. Примененные в гербе цвета и металлы дополняют его символику: синий
цвет (лазурь) - у кочевников-скотоводов с древнейших времён является символом
бескрайнего неба («Дээр-Ада», «Дэнгер-Дээр»), отца прародителя всего на земле,
символизирует стремление к бескрайним высотам во всех направлениях деятельности,
чистоту помыслов и крепость духа. Жёлтый цвет (золото) - символизирует достаток,
гордость, верность, справедливость и человеколюбие, а также вероисповедование
местных жителей (буддизм). Белый цвет (серебро) - символ благородства,
божественной мудрости, открытости, примирения, цвет молока, почитаемого
тувинцами.
Авторская группа:
идея: Д. Д-Д. Монгуш, М. К. Монгуш, М. Т. Куулар,
Э. Х. Ховалыг (все - г. Чадан);
геральдическая доработка: Константин Мочёнов (г. Химки);
художник и компьютерный дизайн: Анна Гарсия (г. Москва);
обоснование символики: Юрий Фрейман (г. Кемерово).
Источники.
|