Посёлок городского типа Куженкино является административным центром городского
поселения Куженкинское Бологовского района.
Датировки и события приведены по сомнительной хронологии Скалигера-Петавиуса.
Посёлок Куженкино расположен на реках Шлина, Шлинка (приток Шлины) и Ладыженка
(приток Шлинки). Наиболее вероятное происхождение названия от устаревшего
(угрофинского) слова «куженя», «кружеля» (маленький медвежонок), часто
встречается в русских фамилиях в Сибири (например, Кужлевы) /Не ну конечно,
слово угрофинское, а фамилии русские. Оборжаться! Конечно от слов круг, кружка,
кружить (поворачивать по кругу) ну никак не может быть, только угрофинский, а
лучше центральноафриканский вариант. Примечание автора сайта.. Другое
предположительное происхождение - от слова кужень (кудель) - вычесанный пучок
льна, подготовленный для прялки. Первое упоминание о деревне Куженкино
встречается в писцовой книге писца Дмитрия Замвецкого, по годом 7090 (1583).
Куженкино упоминается как деревня, принадлежащая приходом к
Коломенскому погосту,
Вышне-Волоцкого уезда,
Тверской губернии. Куженкино с деревней Григино были в то время во владении
Новгородского
Хутынского монастыря. Расположение деревни несколько раз смещалось, тяготея к
Московско -
Новгородскому
тракту, который не имел ни постоянного месторасположения, ни какого-либо покрытия.
В XVIII веке, во время Северной войны и в духе церковных реформ было решено
Хотиловский ям на новгородской дороге усилить и передать крестьян и земли
Куженкино и Григино от монастыря государству с обложением ямской повинностью.
Указ Петра I на имя новгородского губернатора Брюса об этом датирован 19
февраля 1702 года. В последние годы царствования Александра I возникает
мысль проложить шоссейный путь между Петербургом и Москвой. Ввиду дороговизны дороги предписывалось вести
шоссе с яма на ям по прямым линиям, минуя старый почтовый тракт. Поскольку Куженкино
не было ямом, новый тракт прошёл в 500 саженях (около 1 Км.) от деревни, по прямой
Едрово - Хотилово. Шоссе с гравийным покрытием было открыто в 1831 году. Любопытно
что на "Подробной карте Российской Империи и близлежащих заграничных владений.
Столистовая карта. 1816 год" и карте Наполеона Куженкино (село) означено как
Круженка, на тракте между Хотилово и Макарово. В 1907 году была открыта
Бологое -
Полоцкая
стратегическая железная дорога, которая недалеко от Куженкино пересекается с
шоссейной дорогой Москва - Санкт-Петербург. Образовалась станция Куженкино и
построена водонапорная башня. В 1910-12 годах на военно-стратегической дороге №2
были построены склады амуниции и обмундирования, по совместному русско-французскому
решению о магистралях снабжения при мобилизации на линии Бологое-Полоцк-Седлец к театру военных действий с Германией.
После Первой мировой войны склады предназначались в том числе для хранения
артиллерийского вооружения, после Гражданской войны использовались для хранения
военной техники и вооружения Западного фронта, затем использовались РККА и СА.
Статус посёлка городского типа посёлок при станции Куженкино получил в 1939 году.
|