Дата принятия: Герб Варнавинского муниципального района утверждён
решением земского собрания муниципального образования Варнавинский муниципальный
район от 1 апреля 2022 года №14.
В Государственный геральдический регистр России внесён под №13869.
Описание: "В червлёном поле под зелёной главой, обременённой серебряной
обращённой прямо беляной, с тремя развевающимися вырубными на концах вымпелами
и двумя башенками попеременно, плывущей по серебряной тонкой выщербленной
оконечности, - рука в зелёном рукаве, держащая серебряный камень и выходящая по
предплечье из серебряного облака, показанного вверху и слева".
Герб Варнавинского района может воспроизводиться:
- в соответствии с методическими рекомендациями по разработке и использованию
официальных символов муниципальных образований (раздел 2, глава VIII, пункты 45,
46), утверждёнными геральдическим советом при президенте России 28.06.2006 года,
могут воспроизводиться со статусной короной установленного образца;
- с вольной частью - четырёхугольником, примыкающим изнутри к верхнему
правому углу герба Варнавинского района с воспроизведёнными в нём фигурами из
герба Нижегородской области;
- одновременно с вольной частью и со статусной короной установленного образца.
Вышеперечисленные варианты равно допустимы.
Обоснование символики: История Варнавинского района неразрывно связана с
административным центром района - рабочим посёлком Варнавино (бывшим в XVIII веке
уездным городом Варнавин). В начале ХV века (в 1417 году) русский христианский
священник Варнава из города Великий Устюг поселился на Красной горе у реки Ветлуги
в пределах среднего Поветлужья. В это время бассейн реки Ветлуги представлял собой
глухой край, населённый марийцами. После кончины преподобного Варнавы иноки построили
на Красной горе две церкви - так было положено начало Троицко-Варнавинскому мужскому
монастырю. В 1764 году монастырский период в истории Варнавинской земли закончился.
Оказавшись в числе маломощных монастырей страны, он был закрыт, а прилегающая к
монастырю слобода становится селом Варнавина пустынь. В 1778 году указом Екатерины
Второй Варнавина пустынь, в которой проживало тогда 50 человек, определяется уездным
городом Варнавин Костромской губернии, а 29 марта 1779 года городу был пожалован
герб. Подлинное описание исторического герба гласит: "Въ 1-ой части щита часть герба
Костромского: въ голубомъ поле корма галерная с тремя фонарями и съ опущенными
лестницами. Во 2-ой части щита, въ червлёном поле, выходящая из облакъ рука, держащая
камень, что апостол Варнава, по имени которого и городъ сей поименованъ, убитъ былъ
каменьями". Герб современного Варнавинского района создан на основе исторического
герба уездного города Варнавин Костромской губернии. Беляна в главе щита - характерная
фигура для всех гербов районов Нижегородского Поветлужья, в том числе Воскресенского,
Варнавинского, Ветлужского и Краснобаковского. Беляна - деревянная некрашеная
плоскодонная барка, использовавшаяся для сплава леса по рекам Волге и Каме в XIX -
начале XX века. В дореволюционное время из-за отсутствия дорог лес вывозили по рекам,
сооружая специальные лодки-плоты, которые назывались "белянами". Название этих
плавучих сооружений связано с цветом ошкуренных и не смолёных брёвен, из которых
беляны строились сами и которые они перевозили. Строились беляны по особой
технологии. Они имели характерную лишь для них форму, с многочисленными рядами брёвен,
с избушками для экипажа и большими полотнищами флагов. После перевозки леса в нужное
место, а порой груз доходил до Астрахани или до Дона-реки, беляны просто разбирались
на брёвна. Беляна - символ лесной промышленности Варнавинского района (учитывая её
предназначение и исполнение), символ мастерства и смекалки русского народа, сумевшего
построить суда, устойчивые на большой воде и манёвренные на малой. Червлень (красный
цвет) - символ труда, мужества, жизнеутверждающей силы, красоты и праздника. Зелёный
цвет символизирует весну, здоровье, природу, молодость и надежду. Серебро - символ
чистоты, открытости, божественной мудрости, примирения.
Авторская группа:
идея: Вячеслав Зубков (п. Воскресенское), Константин Мочёнов (г. Химки);
художник и компьютерный дизайн: Анна Гарсия (г. Москва);
обоснование символики: Вячеслав Мишин (г. Химки).
Источники.
|