Дата принятия: Герб Добровольского сельского поселения утверждён решением
Совета депутатов Добровольского сп. от 30 июля 2009 года №40 "Об утверждении
Положения о гербе муниципального образования «Добровольское сельское поселение»,
символики герба муниципального образования «Добровольское сельское поселение» и
эскиз герба". Решением Совета депутатов МО от 7 сентября 2009 года №52 в Решение
о гербе от 30.07.2009 года внесены изменения, не касающиеся описания герба.
Описание: "В червлёном поле с тонкой шахматной серебряной и чёрной
каймой три золотых ветряных мельницы, стоящие на зелёном холме о трёх вершинах
(средняя вершина выше), возникающем из вписанной в оконечность серебряной
зубчатой мурованной стены с червлёным проёмом ворот сверху до половины закрытым
золотой решёткой".
Обоснование символики: Добровольск/Пилькаллен/Шлоссберг по-русски могло
бы звучать, как Пилькалин /прим. автора герба/ (Замковая гора). Литовское
pillis, древнепрусское pil, латышское pils, древнегреческое полис, древнеиндийское
pur, что означает «акрополь», «замок», «город». Так как поселение было основано
литовскими крестьянами колонистами в начале 16 века возле прежней древнепрусской
крепости, расположенной на возвышении, на котором позже стояли ветряные мельницы.
Они, надо думать, символизируют тогдашнее хозяйственное значение города, как центра
сельскохозяйственного района и места ярмарок. Посёлок Добровольск (Пилькаллен) был
когда-то центром района, во время войны сильно пострадал и от прежнего города,
практически ничего не осталось. На территории этого сельского МО находится также
территория бывшего пограничного города Ширвиндта (Кутузово), который постигла самая
печальная у нас в области судьба: после войны он, к сожалению вообще не
восстанавливался. Пиллькаллен и Ширвиндт появляются соответственно в 1509 и 1500
годах. В 17 веке в крае свирепствует чума, и его приходится заново заселять, на сей
раз это были немецкие крестьяне и ремесленники, а также протестанты гонимые
из католических областей Европы. Политику привлечения колонистов проводил прусский
король Фридрих-Вильгельм I. В 1725 году от короля-созидателя основавшего только
в Восточной Пруссии 15 городов, Пилькаллен и Ширвиндт получают городские права. Свой
герб Ширвиндт получает 03.1846 года от Фридриха-Вильгельма IV, как самый
восточный город Пруссии и Германской Империи.(Hupp 1896, S.). Население города было
всегда невелико (в 1930 году 1132 человека). Герб Пилькаллена был принят в 1911 году.
Пилькаллен будучи центром большого динамично развивающегося сельскохозяйственного
района быстро рос и к 1939 году имел 5900 человек населения. Во время I Мировой войны
оба города были разрушены, но с помощью больших немецких городов партнёров были
полностью восстановлены. Этому была посвящена художественная почтовая открытка 1915
года с видом разрушенной церкви и гербом Пилькаллена. Это, по-видимому, одно из
первых изображений Пилькалленского герба и, на наш взгляд самое правильное. И самое
главное центральная мельница расположена несколько выше остальных. Собственно она
даже не стоит на отдельной горке, а это одна ступенчатая гора с тремя мельницами,
одна из которых расположена на вершине, а две другие ниже по бокам. В тексте,
сопровождающем официальный герб Пилькаллена в общегерманском гербовнике, выполненном
О. Хуппом в 1917 году и повторенном уже в республиканское время в 1925 году в
виде марок “Sammelbuch fur Kaffeehag-Wappenmarken“ сказано, что тоже изображается на
гербе на единственной известной печати с надписью «SIEGEL DER STADT PILLKALLEN 1724».
Что делает герб 200 лет старше. Имеются различные изображения герба Пилькаллена, но
все они не лишены недостатков наш вариант, выполняемый в духе современных Российских
традиций учитывает их и должен быть наиболее правильным и красивым. Мельницы в гербе
Хуппа выполнялись в манере неоготики, поэтому им как бы мало места на щите. Они как
бы мешают друг другу вращаться. Как Хупп, так и восточно-прусский геральдический
художник Х. Дембски в 1972 году воссоздают три одинаковые еле заметные горки, и
чем дальше, те сильнее они выпрямляются. В журнале «Гербовед» 1992 года уж и вовсе
равнина. Нет следов от некогда говорящего герба, поэтому мы все эти недостатки учли.
В гербе Х. Дембски, ворота в каменной городской стене черны, у О. Хуппа они
тоже почти чёрные у нас же они пронизаны светом и символизируют восток нашей области
и возрождение города. В гербе Добровольска нашла отражение неповторимая шахматная
кайма из герба исчезнувшего города Ширвиндта, символизировавшая границу. Этот участок
границы являлся старейшим в Европе, так как он сложился ещё в 15 веке. В фольклоре
всех европейских народов мельница это символ изобилия и плодородия. Три горы это
символ священной Троицы. И число удачи. Ворота символ открытости защищённости и
порядка, символ перехода. Шахматы это образ мира, в котором действуют два
противоположных начал – космические силы созидания и разрушения; также образ
человеческой судьбы, где тёмное выступает вперемежку со светлым. Два цвета игровой
доски отсылают к дуальной структуре мира.
Автор: Г. М. Лерман.
Источники.
|