Город Усть-Кут является административным центром
Усть-Кутского
района.
Датировки и события приведены по сомнительной хронологии Скалигера-Петавиуса.
Расположен в месте слияния рек Лены и Куты. Российские
первопроходцы появились в устье Куты в конце 1620-х годов. В
1628 (по другим данным - в 1629) году казацкий десятник Василий
Бугор поставил здесь зимовьё. Годом же основания поселения
считается 1631 год, когда отряд под предводительством атамана
Ивана Галкина основал Усть-Кутский острог. Развитие острога как
постоянного поселения напрямую связано с именем Ерофея Хабарова.
В 1630-х годах в предместьях Усть-Кутского острога он основал
солеварню, завёл на Лене пашню, организовал ямскую гоньбу.
Расположенный в конечной точке Ленского волока, Усть-Кут стал
важным транспортным узлом для освоения Сибири и Дальнего Востока.
Здесь готовились суда-дощаники для Северной экспедиции Витуса
Беринга. Через острог проходили экспедиции Дмитрия и Харитона
Лаптевых, Владимира Атласова и Степана Крашенинникова, Григория
Шелихова, Геннадия Невельского. Уже в XVII веке вблизи острога
на Лене и Куте образовалась цепочка небольших деревень,
составивших Усть-Кутскую волость. До XIX века Усть-Кут был местом
проведения крупных ярмарок. Население волости также занималось
хлебопашеством, работало на сользаводе, обслуживало пути
сообщения - Ленский волок и ямской тракт. Долгие годы Усть-Кут
служил местом ссылки политических заключённых. Осенью 1900 года
в селе отбывал ссылку Лев Троцкий. На сользаводе работало большое
количество ссыльных поляков — участников восстания 1863 года.
Во время Гражданской войны в Усть-Куте разворачивались крупные
партизанские бои - за обладание выходом к золотым приискам
Ленского бассейна. 13 ноября 1919 года село было освобождено от
колчаковцев партизанской армией под командованием Даниила
Зверева. В 1926 году в Усть-Куте впервые открыта больница, село
стало центром новообразованного Усть-Кутского района. В 1928
году на месте закрытого солеваренного завода открыт Усть-Кутский
курорт, известный уникальными лечебными грязями. В 1943 году
село получило статус рабочего посёлка (посёлка городского типа).
В июле 1951 года в Усть-Кут пришёл первый поезд по вновь
построенной железнодорожной линии «Тайшет - Лена». 29 июля 1954
года Усть-Куту был присвоен статус города районного подчинения
путём объединения рабочих посёлков Усть-Кута и Осетрово. В
1963-2004 годах являлся городом областного подчинения. В 1974
году Усть-Кут был объявлен отправной точкой всесоюзной
комсомольской стройки - строительства Байкало-Амурской магистрали.
Усть-Кутское городское поселение образовано 31 декабря 2004 года.
|