Дата принятия: Утверждён решением думы муниципального образования
"Баяндай" от 31.10.2018 года №10.
В Государственный геральдический регистр России внесён под №12094.
Описание: "Прямоугольное двухстороннее малиновое полотнище с
отношением ширины к длине 2:3, с зелёной полосой вдоль нижнего края в 1/6 ширины
полотнища и воспроизводящее фигуры муниципального образования "Баяндай",
выполненные жёлтым и белым цветом".
Обоснование символики: Флаг муниципального образования "Баяндай" создан
на основе герба муниципального образования "Баяндай" и повторяет его символику,
просто и тоже время многозначно отражая природные, культурные и исторические
особенности поселения. Конь для бурята - не только средство производства, но
скорее дар богов, который надо холить и лелеять. Буряты разводили пять видов
скота и считалось, что наличие всего набора обеспечивает хозяину полный достаток.
В бытовом обиходе буряты скот называют словами ухэр мал, адуу мал, адуукан. Но
для его обозначения существует также более поэтизированное обобщенное название
табан хушуун мал ("пять видов скота"). Перечисляют их традиционно в следующей
последовательности: морин эрдэни (буквально: "конь драгоценный"), ухэр (крупный
рогатый скот), хонин (овцы), яман (козы), тэмэн (верблюды). Первое место в этом
перечне всегда занимает конь. Отношение к нему, как к самому дорогому другу
являлось следствием огромной роли в жизни кочевников - скотоводов и охотников.
Буряты осознавали неразрывную связь коня с человеком и особенно с хозяином,
батором. Они говорили: "Конь - друг мужчины. Чем иметь плохого товарища, лучше
ездить на добром коне". Связь батора с его конём повторяется в потомстве того
и другого, что обусловлено одновременностью их браков. Предназначенный батору
конь - нередко его ровесник, родившийся с ним в один день. В эпосе есть
упоминание о молочном братстве батора и его коня, наличествует функция коня как
воспитателя детей-сирот. Кони - спасители героев, хранители заветного родового
оружия, ниспосланного с неба, как и сам конь. Конь всегда был рядом с бурятом.
Он не только спасал всадника во время перекочёвок и вооружённых стычек, но и
давал мясо, кумыс. Конский волос шёл на изготовление верёвок, из кожи шили
обувь, из сухожилий сучили прочные нити. Все лошади, говорят буряты, - чисты.
Над дверью юрты вешали подкову на счастье, конский волос обладал магической
силой отгонять злых духов. Никто не смел бить и ругать лошадь. Млечный путь,
верили буряты, - есть молоко небесной кобылицы. Один из почитаемых бурятами
металлов - это серебро (белый цвет). Определение "белый" употребляется в
бурятском языке и устном народном творчестве в таких выражениях, как честный
труд, материнское молоко, истина, открытая душа человека, придавая им особый
смысл, олицетворяя уважение и почитание всего того, что честно, справедливо и
прекрасно в человеческой жизни. Это говорит о том, что издревле белый цвет -
цвет чистоты считался у бурят почётным и сокровенным. В народных песнях
достойным героя бывал белой масти конь. Круг символизирует вечность,
бесконечность. Человек строит свою жизнь по образцу и подобию природы. Вся его
жизнь от рождения до самой кончины - это движение по кругу, "колесу жизни"
(сансарын хурдэ). Буряты часто используют символику круга - знака, обозначающего
солнце, луну, небо. Облака (Уулэн угалза) - "путь белых облаков" - символ
духовного развития и совершенства. Применённые в гербе цвета символизируют:
Малиновый цвет (пурпур) - символ власти, славы, почёта, благородства
происхождения, величия. Зелёный цвет символизирует весну, здоровье, природу,
надежду. Жёлтый цвет (золото) - символ солнечного света, высшей ценности, величия,
богатства, урожая. Белый цвет (серебро) - символ чистоты и совершенства, мира,
божественной мудрости и взаимопонимания.
Авторский коллектив:
идея и обоснование символики: Андрей Мунгалов (с. Баяндай);
вексиллологическая доработка: Константин Мочёнов (г. Химки);
художник и компьютерный дизайн: Анна Гарсия (г. Москва).
Источники.
|