Город Дербент является административным центром городского округа "Дербент" и
Дербентского района, но в
состав района не входит. Самостоятельное муниципальное образование - город
республиканского подчинения.
Датировки и события приведены по сомнительной хронологии Скалигера-Петавиуса.
Расположен на берегу Каспийского моря, в отрогах Табасаранских гор Большого
Кавказа. Территория Дербента замыкает собой узкую береговую полосу, известную
под названием Дербентского прохода или Каспийских ворот. Дербент основан
иранским царём Иездигердом II (правил в 435-57 годах) как город-крепость
на северной границе персидских владений. Крепость охраняла проход между
Кавказскими горами (Табасаранский хребет) и Каспийским морем, находящийся на
пути между Европой и Передней Азией, что и отражено в названии: иранское дербенд
"горный проход, ущелье; застава, крепость". В 630-х годах Дербент захватили
хазары. С 652 года Дербент в составе Арабского халифата. В городе строились
мечети, большая часть жителей была обращена в ислам. В VIII веке Дербент -
крупный военно-политический центр Кавказа, в котором находилась резиденция
наместника халифа. В X веке, с распадом Арабского халифата, Дербент становится
центром независимого эмирата. В 1071 году город захватили турки-сельджуки. В
XIII веке Дербент, завоёванный монголами, приходит в упадок. В XVI - начале
XVIII веках Дербент - в составе Ирана. В 1722 году присоединён к России. В 1735
году вновь отошёл к Ирану. С 1743 году центр Дербентского ханства, резиденция
Надир-Шаха. В 1796 году занят русскими войсками, в 1813 году окончательно
присоединён к России. С 1840 года Дербент - уездный, с 1846 году - посадский
город. С 1840-х годов переживал быстрый экономический подъём, связанный, в
частности, с выращиванием марены - растения, из которого получали дешёвый
краситель. В XIX веке были развиты также садоводство, виноградарство и рыбный
промысел. В 1898 году через Дербент прошла железная дорога Петровск-Порт (ныне Махачкала) - Баку.
|