Город Берестечко (укр. Берестечко) входит в состав
Гороховского
района.
Датировки и события приведены по сомнительной хронологии Скалигера-Петавиуса.
Поселение известно с XV века. 7 июля 1547 года дано Магдебургское
право. Вблизи Берестечка в 1651 году была знаменитая драматическая
битва отрядов Богдана Хмельницкого с польскими войсками. В разгар
боя, когда казачье войско уже начинало побеждать, подкупленный
поляками крымский хан Ислам-Гирей ІІІ предал
Богдана и, взяв его в плен, сбежал с поля битвы. Казачье войско
осталось без управления. На совете в перерыве битвы полковники
решили прекратить бой и отступить через болота. Для прикрытия
отхода основных частей было оставлено несколько небольших отрядов.
Очевидец боя француз Пьер Шевалье так описывал завершение этой
битвы: "В одном месте посреди болота собрались триста казаков и
храбро боролись против большого числа атакующих, которые наступали
на них отовсюду. Полностью окружённые, они погибли. Остался один,
который боролся три часа против всего войска польского". Черепа,
кости, вооружение казаков и поляков селяне вырывали при вспашке
плугами ещё и через 100, и через 200 лет после битвы. За последние
20 лет найдено вблизи сотни людских скелетов, немало образцов
вооружения того времени и личных вещей. Раскопки показали, что в
битве под Берестечком принимали участие также донские казаки и
московские стрельцы. Разные источники дают свою численность войск,
принимавших участие в битве. Наиболее вероятная цифра - около
150000 поляков против 100 000 казаков /автор сайта сильно
сомневается в этих цифрах/. На стороне Хмельницкого было ещё
около 30000 татар Ислам-Гирея. До сих пор неизвестно, был ли
сговор татар с поляками. Хмельницкий, узнавший про измену, кинулся
вдогон побежавшим татарам. Вместо возврата их, сам попал в плен.
И хотя бой продолжался после этого ещё добрых десять дней
/автор сайта оставляет это утверждение на совести историков/,
его судьба уже была предрешена. На территории музея стоит
деревянная Михайловская церковь из села Остров (перенесена в 1914
году), постороеная ещё до битвы. Есть легенда, что тут перед битвой
молился за победу гетман. Подземный ход ведёт к саркофагу с
останками. Тут создана величайшая гробница, доверху наполненую
людскими скелетами. Через смотровое оконце видно простреленные и
порубленные черепа, сломанные кости. Сейчас невозможно выяснить,
где останки польских гусаров, а где запорожцев. Смерть уровняла
всех. Раньше эти останки лежали на острове просто под ногами, сюда
их приносили жители близлежащих сёл. Есть рассказ про бездомную
набожную женщину Татьяну, которая сто лет тому назад жила в этих
краях, просила милстыню и бродтла по близлежащим полям, собирая
казачьи кости. В саркофаге - небольшаая часть жертв, большинство
останков навеки скрыто в болотах. Гордость музея - Георгиевская
церковь. Аналогов церкви в мире нет, ибо в одних стенах находится
аж три храма: Георгиевская - основная, Бориса и Глеба - так
называется балконная церковь (занимает второй этаж) и Параскевы
Пятницы - подземная. Шедевр Ижакевича "Голгофа" украшает фронтон
Георгиевской церкви. "Церковь - главное сооружение мемориала
"Казачьи могилы" в селе Пляшевой - возможно, наисамобытнейшее
творение архитектурного модерна на Украине. Замысел построить
памятник казакам, павшим в Берестецкой битве, возник по
инициативе Почаевской Лавры, а также архимандрита Виталия
Максименка, который возглавил организаторскую работу и начал
сбор пожертвований. Проект храма-памятника создал студент
архитектурного отделения Высшего художественного училища при
Академии искусств в Петербурге В. Максимов, ученик
профессора Алексея Щусева, известного мастера, который построил
столько замечательных шедевров церковной архитектуры стиля
модерн на Украине. Сооружение Георгиевской церкви продолжалось
с 1910 по 1914 год, управлял строительством Владимир Леонтович.
А также перед этим, в 1907-1909 годах, В. Максимов помогал
О. Щусеву реставрировать древнерусскую церковь Василия в
Овруче и запроектировал сооружения для данного монастыря. Эти
две работы - основное достижение В. Максимова, который
умер незадолго до войны 1914 года. Георгиевская церковь
привлекает внимание исследователей не случайно. Сооружение
задумано и выполнено невероятно смело, одновременно утонченно
и непринужденно. Храм предназначался для торжественных
отправлений, которые (по предложению В. Максименка) должны
были ежегодно проводится в девятую пятницу после Пасхи. Поэтому,
с самого начала, было понятно, что ни одно, наибольшее своими
размерами сооружение, не способно будет вместить многолюдие,
которое крестным ходом направляется на место битвы. Это
препятствие было преодолено благодаря неожиданному решению -
вынести иконостас наружу. Церковь оказалась под открытым небом,
паперть переделалась под хорал". Из статьи Т. Бажановой
про Георгиевскую церковь из "Памяток Украины". Ежегодно в 9
пятницу после Пасхи тут назначают День памяти казаков. В 1991
году, в день 340-й годовщины битвы, В Пляшеву приехало 500000
человек. За 2 километра от комплекса - окружённый болотами
остров Гайок. Там же на Гайке нашли смерть легендарные 300
козаков, что стало примером небывалого мужества. В один из
последних дней битвы тут заняли оборону эти запорожцы. Целый
день не могли их одолеть несколько тысяч поляков
/маловероятно - мение автора сайта/. Даже пушки оказались
бессильными. Пока продолжался бой поляки не могли подступить
к переправе, и тысячи казаков и селян смогли спокойно отступить.
Штурмовать Гайок прибыл король Ян Казимир. А к вечеру отряды
немецких наемников захватили остров. Сейчас тут, за
крестоподобной оградой - несколько старых крестов. А рядом -
Казакова яма. По легенде, здесь укрылся последний из трёхсот
запорожцев. Выплывши на середину озера на лодке, казак далее
здесь отстреливался от врагов. Восхищенный его героизмом, Ян
Казимир предложил казаку сдаться в плен, обещая оставить его
в живых. Казак отказался и погиб непобежденным. Говорят, что
в теле неведомого героя нашли 14 пуль. "Поле Берестечковской
битви" в 30-тые годы ХХ века, во времена Польши, было
фактически запрещённым местом, за посещение которого можно
было попасть в тюрьму. Во времена советской власти тут был
пионерский лагерь. Лишь в 1966 году /видимо авторы статьи
считают, что это уже не время советской власти - прим. автора
сайта/ територия было объявлена заповедником и передана
музею.
|