Город Белз (укр. Белз, польск. Belz) входит в состав
Сокальского
района.
Датировки и события приведены по сомнительной хронологии Скалигера-Петавиуса.
В прошлом Белз был одним из больших городов на западных землях Киевского княжества.
"Белз" означает топкое, влажное место. Впервые упоминается в летописи при событиях
1030 г., когда при походе на Польшу и завоевании городов Червоной Руси, князь
"Ярослав взял Белз". На то время Белз уже был большим городом. Он находился на берегах
реки Солокии, которая впадает в Западный Буг. С трех сторон был защищен валом, а с
южной крутым подъемом. В середине местечко было разделено валом, который отделял
Дитинець от околиц. На территории городища были найдены стеклянные бусы, черепки,
которые относятся к временам Волынского княжества. В летописи упоминается еще одна
дата 1188 г. в связи с княжеской борьбой за власть, - на это время Белз был
княжеской резеденцией младшего волынского князя. В начале XIII ст. в Белзе
княжил Василько Романович (Князь Белзский - 1207-1211 г.г.). В 1349 г.
король польский Казимир получил Белз, как и другие волынские города, среди которых
был Владимир и Бересте, оставив Любарту только город Луческ (Луцк), но уже через
год литовские князья возвращают себе волынские округа. Но, заручившись поддержкой
Папы Римского, получив благословение, и с помощью венгерского короля Людовика,
Казимир опять идет на Волынь. В феврале Людовик догоняет Казимира под Белзом, где
он стоит с большим войском. "Выслали вестников к воеводе (castellanus) белзскому,
которого венгерский источник зовет Drozge: вызывали его, чтобы поддался. Воевода,
чтобы протянуть время и укрепить свой замок и дождаться помощи войсками от литовских
князей, изъявил охоту к соглашению. Он целую неделю тянул переговоры, во время них
на глазах враждебного войска укрепил свой замок, - между прочим для обороны напустил
воду из реки в рвы крепости, так что она обтекала ее вокруг. Напоследок заявил, что
не хочет согласия. Короли пошли добывать замок, но сие оказалось невозможным. С утра
и до полудня дрались они, стоя по горло в холодной, текущей воде, которая наполняла
рвы, и понеся большие потери, напоследок отступили. Между убитыми был племенник
Людовика, но и самого Людовик во время приступа достали палицей по голове, так что
вылетел с коня и чуть не пропал. Искалечено венгров и поляков столько, как говорит
венгерский источник, что и посчитать нельзя было. Под воздействием сего несчастья
Людовик второго же дня постановил возвращаться в Венгрию. Но, чтобы спастись от
стыда, некоторые советчики подговорили его заключить соглашение с белзским воеводой,
хотя бы для отвода глаз. Белзский воевода признал над собой какую-то власть Людовика
- повесил на белзских стенах венгерскую корону. Венгерское войско, получив такое
удовлетворение, в первых днях апреля пошло к себе домой, а Людовик, чтобы скорее
вернуться, пересек напрямик Галичину на Мункач." (по Филевичу). Но Белзскя земля,
как и Луцкая, Владимирская, Холмская и Берестейская (то есть Волынь) остаются под
властью литовских князей. Белз был под властью князя Юрия Наримунтовича, который в
1366 г. такой же самой хитростью не отдал Казимиров город. А в 1376 г.
город находился под осадой того же венгерского короля Людовика, который пошел походом
против князя. В то время поляки дрались за Холм, успешно взяв город, присоединились
к королю. Осада Белза длилась 7 недель (как писал тогда современник прусский хронист
Герман из Вартберге). Мог князь Юрий держать осаду и больше, но помощи получить не
мог. Другие князья обороняли свои земли. Холмско-Белзская земля была отобрана у Юрия
и присоединена к Галичине, под управление Владислава Опольского - последнего галицкого
князя. С Белзом связана и история одной чудотворной иконы - Ченстоховской Божьей Матери.
Название иконы от местности, куда она в XIV ст. была перевезена из Белза и находится
в монастыре католического ордена Паулинов. По легенде написал ее евангелист Лука. Сначала
она, как и все другие, сохранялась в доме святого Ионная Богослова. Впоследствии, к
IV ст., икона находилась в пещере в местечке Пелле, расположенном между гор. В
326 г. иерусалимские христиане подарили икону царице Елене, которая привезла ее в
Константинополь и бережно хранила, особенно во время иконоборчего периода. Как же эта
икона угодила на Украину? Существует несколько версий. Одна из них - ее привезли Кирилл и
Мефодий. Вторая, что в X cт. святой иконой благославили на брак с князем Владимиром
греческую царевну Анну, которая ее взяла с собой в Киев. В Белз икона попала путем браков
руских княгинь с князьями Галицкими и Польскими. Еще одна версия - князь Лев привез икону
из Константинополя в Белз, хотя по летописям подтверждение пребыванию князя Льва в столице
Византии нет. С иконой связано чудо - было это во время осады Белза татаро-монголами.
Местные жители, уповаючи на защиту Пресвятой Богородицы, вынесли чудотворную икону на
стены городской крепости. Одна из татарских стрел попала в лик Божьей Матери. Из раны
потекла кровь, а на татар спустилась полная темнота. В темноте татары поддались панике и
подняли оружие друг на друга, и много погибших татар были под стенами замка. А от ужаса те,
кто остались в живых, убегали от города. С того времени на святой иконе остался знак в виде
треугольничка. В Белзе чудотворный образ находился в храме княжеского замка до 1377 г.
Потом икона была перевезена князем Владиславом Опольским во Львов. В 1382 г.
перевезена в Велюньское княжество. По легенде, по пути через Турковец, вблизи леса, от
иконы начало исходить сияние, и Мать Божья представила там еще один чудоторний образ,
который позже назвали Турковицким. А в том месте был основан женский Турковицкий монастырь.
Находясь уже на своих землях, князь останавливается на ночь в селе Ченстохово, что на берегу
реки Варта. Святая икона была поставлена на ночь в Ченстоховскую приходскую церковь. На
следующий день, когда хотели забрать святой образ, то никак его "не могли сдвинуть с места".
Пораженный такими событиями, Владислав оставляет икону в храме, дарует эту церковь ордену
монахов авлициан, а сам поселяется неподалеку в Олиптинском замке. Пизднее он перестраивает
этот храм из деревяного в каменный, который стоит и в наши дни. В нем до сих пор сохраняется
чудотворная икона. В Польше готовят лазерную копию иконы для Белза, жители которого должны
подготовить каплицу, где будет сохраняться копия. Князь Опольский правил 6 лет. Владислав
вел себя, как обладатель Галичины, титуловал себя "Божьей милостю господин и дедич Руской
земли", имел большую печать с гербом, чеканил монету с галицким гербом. Но он не употреблял
своих прав в интересах Галичины, пренебрегал интересами населения, окружил себя чужестранцами,
главным образом немцами. Из выданных им 120 привилегий лишь 15 относились к галицким боярам,
остальные - к чужестранцам. Он протежировал немецкой колонизации. В церковном вопросе
решительно поддерживал католицизм, получил папскую булу на основание епископств в Галиции,
Перемишле, Владимире, Холме. В 1378 году Людвик устранил Владислава и назначил управителем
своего правительственного чиновника. Закончилась фикция государственности Галичины. "В этой
длинной борьбе и под гнетом иностранной оккупации сломалась активность галицкого боярства,
- пишет И. Холмский, - ... выставленные на преследования, уничтоженные войной, бояре
начали оставлять свои государственные обязанности. Они боролись за свое существование,
свои материяльные интересы. Судьбу страны решали чужие силы". (Н. Полонская-Василенко.
"История Украины"). На его место Людовик поставил венгерского наместника, но после смерти
короля польские господа выбрали себе королевой младшую дочку Ядвигу вторым мужем которой
был литовский князь Ягайло. Он обещал панству окрестить в католичество всю некрещеную
Литву (сам же он был православный). Свое слово он сдержал. Очень туго пришлось православному
духовенству на Белзской земле, право собственности на имения были упразднены и переданы
католическим епископам. В XVI ст. Белз был развитым городом. По реестру, в 1578 г.
было прасолов 24, портных 8, сапожников 19, скорняков 9, пекарей 20, резчиков 6, золотарь 1,
солодовников 2, бондарей 8, слесарей 2, столяров 2, ткачей 7, уздяров 2, кузнецов 4, медников
(котляров) 2, седельников, коллодиев, рымарей (cingulator), мечников по одному, 3 ободника,
2 лазников. Следовательно, вместе ремесленников 96. В Белзе и Белзским уезде в 1578 г.
было 410 мастеров. В то время в XVI ст. в Белзе проживало больше украинцев, чем поляков.
Но поляки занимали высшие должности, имели привилегии. Законодательство тоже было в руках
поляков. В то время происходит распространение заселения евреями. Белз известен своей
еврейской историей. Именно сюда переехал раввин Соломон Роках, здесь похоронен он и его
семья на еврейском кладбище. В центре города находится четырехэтажная башня с забитым
досками окошком. Относится к 1606 г. На местном кладбище находится настоящее
архитектурное чудо, которое только чудом же уцелело и дожило до наших дней - церковь
св. Параскевы. В ней и до сих пор происходит Служба Божья по покойникам.