Город Дружковка (укр. Дружківка) является самостоятельным мунициапальным
образованием - городом областного подчинения и расположен на территории
Константиновского района.
Гербы и эмблемы имеют также входящие в состав городского совета административно
и расположенные в нём территориально следующие муниципальные образования,
населённые пункты и др.:
пгт. Алексеево-Дружковка,
пгт. Новогригоровка,
пгт. Новониколаевка,
пгт. Райское.
Датировки и события приведены по сомнительной хронологии Скалигера-Петавиуса.
Поселения запорожских казаков на месте размещения Дружковки были ещё в XVІІ
столетии. Считается, что Дружковка возникла на месте слободы Паршаковка в XVІІІ
столетии, когда местные поселенцы разбили татарское войско Калага-Султана в балке
Гадючий шпиль. Первое известное упоминание собствено про Дружковку датируется
1781 годом. ("Ведомости о землях Екатеринославского наместничества"). В XІX и
начале XX столетий Дружковка была уездным центром, котрому подчинялись 11
населённых пунктов. В 1870 году, на шесть километров севернее Дружковки, была
построена железнодорожная станция (под таким же названием), вокруг которой и
начал постепенно формироваться нынешний город. В 1873 году графом Борисовым был
построен сахарный завод, а в 1893 году французское акционерное Донецкое
товарищество начало строить металлургический завод, который стал одним из лучших
на юге России. В 1898 году бельгийские предприниматели покупают сахарный завод
Борисова и на его землях, рядом с Донецким металлургическим, строят Торезский
сталеварный и механический завод. Из пристанционного посёлка город превратился
в один из главных промысловых и культурных центров Донбаса. Динамичное и
многообещающее развитие города было прервано в 1918 году. При подходе к городу
немецких войск (эти территории перешли к ним по Брестскому мирному договору с
Советской Россией)
тогдашний руководитель городского совета А. Радченко приказал оставить
остывать в доменных печах расплавленный металл, а также ценное оборудование завода
снять и вывезти (оно потом долго ржавело вдоль железных дорог до самого Урала).
После этого завод уже не подлежал полному восстановлению. Развитие Дружковки
пойдёт значительно медленее - тем более на фоне стремительного роста в советское
время Краматорска и
Костантиновки. Факт
остаётся фактом: ни немцы, которые пробыли тут несколько месяцев, ни белые, ни
другие враги советской власти не принесли столько зла Дружковке, сколько её
руководитель одним своим приказом. Уничтожением завода был подрублен основной
корень, на котором рос город. Только к концу тридцатых годов Дружковский (в то
время Торезский) завод найдёт свою нишу - производство горношахтного оборудования
- и превратится постепенно в одно из главных предприятий отрасли. Вместе с тем
за эти годы в городе появились другие мощные предприятия, которые являются
ведущими в своих отраслях: метизный завод (1930 год), завод газовой аппаратуры
(1943 год), фарфоровый завод (1971 год).
|