Дата принятия: Герб Зюльзинского сельского поселения утверждён Решением
Совета сельского поселения "Зюльзинское" №33 от 22 апреля 2016 года.
В Государственный геральдический регистр России внесён под №11020.
Описание: "В лазоревом поле между узкими золотыми краями - копьё того
же металла с серебряным бунчуком и поверх него - две трости накрест, одна
серебряная, другая золотая, обе с круглыми, на длинных втулках, набадашниками
переменных металлов".
Герб сельского поселения «Зюльзинское» может воспроизводиться в многоцветном и
одноцветном равно допустимых вариантах. Герб сельского поселения «Зюльзинское»
в одноцветном варианте может воспроизводиться с шафировкой (условной штриховкой
для обозначения цветов). Герб сельского поселения «Зюльзинское» в соответствии
с Методическими рекомендациями по разработке и использованию официальных
символов муниципальных образований (Раздел 2, Глава VIII, пункты 45-46),
утверждёнными Геральдическим советом при президенте России 28.06.2006 года,
может воспроизводиться со статусной короной установленного образца.
Обоснование символики: Муниципальное образование «сельское поселение
«Зюльзинское» входит в состав муниципального района «Нерчинский район» и включает
села Зюльзя (административный центр сельского самоуправления) и Зюльзикан,
расположенные в 80-90 км к северу от города Нерчинска. Село Зюльзя стоит на
левом берегу реки Нерчи. Ранее село называлось Зулза, что с эвенкийского
означает: «левый приток». Село Зюльзикан расположено 18 км выше по течению при
слиянии рек Зюльзя и Зюльзикан, образующих этот приток. Оба села были основаны
в 1770-1775-х годах оседлыми хлебопашными тунгусами дулугерского и булугерского
родов, принявшие при крещении православную веру. Через несколько лет на
стойбищных заимках поселились русские крестьянские семьи. Затем часть
крестьянского населения была приписана к Нерчинскому сереброплавильному заводу,
а в 1851 году переведена в казачье сословие. Тунгусское население относилось к
Старооловской инородческой волости. В 1902 году в селе была создана Зюльзинская
инородческая волость, просуществовавшая до начала Советской власти.
Административным учреждением являлось волостное управление и действовали две
власти: казачьего сословия, которое представлял поселковый атаман и инородческая,
её представлял волостной староста. Две власти отражены в символике поселения в
виде двух тростей из драгоценных металлов (золото и серебро). Трости,
завершённые и украшенные набалдашниками, символизируют две власти на данной
территории, действовавшие до 1917 года, а также аллегорически показывают две
традиционные культуры - эвенкийского и русского народа. Копьё - атрибутика
первых воинов и охотников, издавна живших на территории поселения. Копьё также
- символ победы и достижения цели и одна из почитаемых христианской церковью
реликвий, что символизирует принятие в давние времена инородческим населением
региона православной веры. В память о казачьем происхождении населения района
копьё имеет серебряный бунчук, изготовленный из хвоста белки. Известно, что
село Зюльзя являлось основным местом сбыта пушнины купцам всей верхней Нерчи.
На первом месте среди пушнины была белка. Золотые края, расположенные в
лазоревом поле - аллегория символики (околыш и лампасы) военной формы
Забайкальского казачьего войска, казаки которого защищали восточные границы,
сражались на фронтах русско-японской, первой мировой и Великой Отечественной
войн и служили своему Отечеству верой и правдой. Лазоревое поле щита
символизирует водные ресурсы региона. Главные из них река Нерча, пересекающая
поселение с севера на юг, реки Зюльзя и Зюльзикан, озеро Комогорцевское и
минеральные источники Шевкочен, Колтомайкон и Шивинские. Лазоревый (синий) в
геральдике - символ чести, славы, преданности, истины и добродетели. Золото
- символ высшей ценности жизни, богатства, плодородия, стабильности. Серебро
- символ чистоты, открытости, божественной мудрости, примирения. Таким образом,
языком геральдики в символах сельского поселения «Зюльзинское» лаконично
отражены его историческое прошлое, народные корни, живущих на этой территории
людей, их традиции, уважение к своему наследию и природные особенности.
Авторская группа:
идея: Константин Мочёнов (г. Химки), Михаил Медведев (г. Санкт-Петербург);
художник и компьютерный дизайн: Ольга Салова (г. Москва);
обоснование символики: Ирина Куренная (г. Чита).
Источники.
|