29 февраля 2024

  ПРОЕКТ ГЕРАЛЬДИКА >> РОССИЯ (РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ) >> ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ >> УЛАН-ЦАЦЫК Не найден файл ПроГер/ProHer.files/fon_blazon_right.gif

Не найден файл ПроГер/ProHer_r2.files/ulan-tsatsykskoe_rf1.gif
  Современный герб Не найден файл ПроГер/ProHer.files/fon_blazon_right.gif

Дата принятия: Утверждён решением совета сельского поселения "Улан-Цацыкское" от 30 ноября 2018 года №84.
Описание: "В лазоревом поле между узкими золотыми краями – цветок красной саранки. Сам цветок червлёный, с золотой сердцевиной и каймой; зелёный стебель тонко окаймлён серебром. Под цветком золотой лук с серебряной тетивой. Края лука окрашены в чёрный цвет".
Обоснование символики: Сельское поселение "Улан-Цацыкское" входит в состав муниципального района "Оловяннинский район" Забайкальского края и включает село Улан-Цацык (административный центр сельского самоуправления) расположенное в 75 км к востоку от районного центра - посёлка Оловянная. Село Улан-Цацык стоит на правом берегу реки Турга. В середине XVIII века на месте сегодняшнего поселения находились стойбища тунгусов и бурят улятского, дуликагирского, долотского, намятского и челкагирского родов. С образованием тунгусских и бурятских казачьих полков в 1761 году, от всех этих родов правительством стали назначаться караулы к маякам в степи на Монгольской границе. Семейства выбранных тунгусов навсегда поступали в казаки. Тунгусское и бурятское население относилось к Шундуинской инородческой волости. Поселение из нескольких улусов получило название Верхне-Тургинский булук. В 1928 году на землях Верхне-Тургинского булука, образуется село Улан-Цацык. Главная деталь герба – сам цветок саранки. Причина выбора именно этого цветка сходство названий Улан-Цацык в переводе с бурятского означает Красный Цветок. Поселение получило такое название из-за того, что в его окрестностях в древние времена росло множество саранок. Разные виды саранки (в частности, Лилия карликовая - Lilium pumilum Delile) обитают и на всей территории Забайкальского края. Красный цветок – в данном случае красная саранка – в гербе символизирует и экологическую чистоту региона, и богатство его природных ресурсов, представленных, в частности, растительным миром, в том числе и великолепным разнотравьем. Сейчас саранка редко встречается в природе, и поэтому как исчезающий вид она занесена в Красную книгу. Саранка очень значима для обитателей региона. Её луковицы имеют традиционно пищевое значение, их употребляют в сыром, варёном, жареном, сушёном виде, а также в качестве приправы. Саранка издавна применяется и как лекарственное растение в народных медицинах Китая, Тибета, Монголии, Бурятии, Якутии, Сибири и Дальнего Востока. Поэт и писатель Наталья Владимировна Беда (Шестакова), уроженка Читинской области, посвятила одно из стихотворений саранке.
Саранка.
Лишь только июньское солнце пригреет,
Лишь лето махнёт по степи ветерком,
Как тут же в зелёных лугах заалеет
Саранка горячим живым огоньком.
Волшебный цветок — забайкальское чудо!
Я дивней красы не встречала пока,
Куда не посмотришь — сверкает повсюду
Цветок, отражаясь звездой в облаках.
По давней легенде, дошедшей от дедов,
Цветок этот стойкость в бою придавал,
И воин всегда возвращался с победой,
Коль в бой уходя лист саранки сжимал.
Случается — вывернет жизнь наизнанку,
Но нервные струны собрав в узелок,
Я с нежной тоской вспоминаю саранку -
Далёкого детства родной огонёк...
На сопках даурских, в степях и распадках,
В прохладных ладонях речных берегов
Сияет красою саранка — загадка -
Душа Забайкалья, цветок всех цветов!
Принцип изображения цветка на гербе. Рисунок цветка на гербе воспроизводит характерные как для русского, так и для бурятского орнаментов детали национальных узоров, их симметрию и сочетание цветов. Такие же особенности можно найти и в орнаментах, украшающих национальные костюмы и предметы быта народов Забайкалья (русских и бурят), и в декоративно-прикладных работах бурятских мастеров. Вторая деталь герба. Лук – важная атрибутика коренных народов Забайкалья, первых воинов и охотников племён тунгусов и бурят, живших по реке Турга, потомки которых и сегодня проживают здесь. Лук на гербе - символ целеустремленности, мощи, упорства, скорости, ловкости. На гербе села Улан-Цацык лук представлен без стрелы, так как в данном случае лук должен рассматриваться не как символ нападения, а как символ защиты и обороны своих земель. Это очень важно, так как поселение Улан-Цацыкское, входящее в состав Оловяннинского района Забайкальского края, расположено на приграничной территории России. Изображение лука без стрелы присутствует и в символике Забайкальского края. Цвета на гербе. Цвета на гербе выдержаны в традициях культуры двух народов - бурят-монголов и русских. В традициях этих народов – приверженность к сочетаниям красного с жёлтым, синего с белым, зелёного с оранжевым. Лазоревый цвет (синий) поля щита показывает географическое расположение поселения, символизирует кристально чистую воду рек Турга, Большой Соктуй, Бырка, трёх родников, образующих озеро Гумба-Нор расположенного недалеко от села. В древних традициях местных народностей небесно-голубой и синий цвет, связанный с божественной силой, а также означающий постоянство и верность, всегда считался особенно важным. Золотые края, расположенные в лазоревом поле - аллегория символики (околыш и лампасы) военной формы Забайкальского казачьего войска, казаки которого защищали восточные границы, сражались на фронтах русско-японской, первой мировой и Великой Отечественной войн и служили своему Отечеству верой и правдой. Золото также является символом богатства, стабильности, уважения и жизненного тепла. Серебро (белый цвет) - символ чистоты, совершенства мира и взаимопонимания. Червлень (красный) – символ храбрости силы, теплоты, любви. Зелёный цвет – символ плодородия, возрождения и здоровья. Чёрный цвет в геральдике символизирует мудрость, скромность, честность и вечность бытия. Таким образом, языком геральдики в символах сельского поселения "Улан-Цацыкское" лаконично отражены его историческое прошлое, народные корни живущих на этой территории людей, их традиции, уважение к своему наследию и природные особенности.
Автор: Александр Андреевич Намоконов.
Источники.