ПРОЕКТ ГЕРАЛЬДИКА >> РОССИЯ (РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ) >> РЕСПУБЛИКА ЯКУТИЯ (САХА)

РУССКОЕ УСТЬЕ

РУССКОЕ УСТЬЕ
  1. Проект герба периода РФ

Село Русское Устье (административный центр Русско-Устьинского наслега) входит в состав Аллаиховского района (улуса).
 
Датировки и события приведены по сомнительной хронологии Скалигера-Петавиуса. Село (старинное название - Русское Жило) расположенно в низовьях реки Индигирки при впадении в неё речки Шамановки. В 1942-1988 село Русское Устье именовалось Полярным. По преданиям жителей села, Русское Устье было основано в конце 16 века русскими поморами, выходцами из старых владений Новгорода Великого (предположительно около 1570 года) бежавшими от преследований опричников Ивана Грозного. Однако первое упоминание о селе относится к 1638 году, именно в этом году казацкий отряд под руководством Ивана Реброва открыл морской путь на Индигирку и построил в низовьях реки два острожка. Август 1638 года считается датой основания села. В настоящее время русскоустьинцев выделяют в отдельную культурно-этнографическую группу русских. По сохранившемуся преданию, спасаясь от «горя-злосчастия» около четырёхсот лет назад, жители разных русских городов двинулись на кочах по Ледовитому морю на восток, достигли Индигирки, поселились здесь и назвали свою деревню Русским Устьем. Находится оно на 71 градусе северной широты. Среднегодовая температура воздуха -15 градусов. Основное занятие населения — рыболовство и охота на белого песца. Хорошо известно, что в 1638 году тобольский казак Иван Ребров морем достиг Индигирки, где построил два острожка. Одновременно с «морским ходом» русские достигли Индигирки сухопутным путем и основали город Зашиверск, просуществовавший до начала XIX века. К концу XVII века в устьях северных рек появляются постоянные русские сёла — Булун (на Лене), Казачье (на Яне), Русское Устье (на Индигирке), Походск (на Колыме) и другие. Жители Русского Устья и Походска, живя в окружении местных народностей, отчасти смешиваясь с ними, тем не менее сохранили почти в неприкосновенности родной язык, устное народное творчество и, главное, истинно русское самосознание. Видимо, поэтому многих путешественников удивляла одна, на первый взгляд, странная особенность: чем дальше на север едешь по Якутии, тем большее распространение имеет знание русского языка среди аборигенов. Впервые Русское Устье упоминается в научной литературе, по всей видимости, в 1739 году в рапортах участника Великой Северной экспедиции лейтенанта лейтенанта Дмитрия Лаптева. Бот «Иркутск», которым командовал Лаптев, вмерз в лед около устья Индигирки. Экипаж на зимовку перебрался в деревню. Местные жители предоставили экспедиции жильё, транспорт, подвозили топливо и продовольствие. С их помощью за зиму удалось описать морской берег от Яны до Колымы, а также спасти судно от неминуемой гибели. С тех пор Русское Устье обозначается на всех старинных картах, где нет, к примеру, Липецка и Калуги, оно есть. И, видимо, не только потому, что в этой части карты много свободного места. Село это необычное - этнографическая неповторимость, «сколок Исландии русского быта». О нём написано пять солидных книг, много статей, снято два кинофильма. В 1986 году Пушкинский Дом выпустил книгу «Фольклор Русского Устья», которую большой русский писатель Распутин В. Г. назвал «поэтической исповедью, самосказанием таинственной души, её вдохновенным распевом». Таким может похвалиться не каждое село. Отсюда фактически начался морской поход Семена Дежнёва, завершившийся великим географическим открытием. Эти места в разное время посетили М. Стадухин, Д. Лаптев, Н. Шалауров, М. Геденштром, П. Анжу, П. Козьмин, Г. Майдель, Я. Санников, К. Воллосович — славные сыны Отечества, которые переводили здесь дух перед полярными странствиями. Первый самолет, появившийся в небе восточной Арктики в 1929 году, совершил одну из своих посадок не где-нибудь, а в Русском Устье. Не исключено, что об этой Богом забытой деревушке знал А. С. Пушкин из рассказов лицейского друга Ф. Ф. Матюшкина, работавшего в Колымо-Индигирском крае в 1820-1824 годах. В 1912 году здесь провел ссылку В. М. Зензинов — член ЦК партии эсеров, будущий профессор одного из американских университетов. Он увез уникальных материалов на две книги, благодаря которым о Русском Устье узнали не только в России, но и в Европе.