Дата принятия: В январе 2014 года решение от 10.10.2013 года было
признано утратившим силу, решением совета депутатов муниципального образования
"Холстовское сельское поселение" от 15 января 2014 года №22 утверждён новый
герб поселения и положение о нём.
В Государственный геральдический регистр России внесён под №9431.
Описание: "На жёлтом фоне разделённом по горизонтали зелёным цветом,
расположен конопляный лист, по обе стороны листа расположены 2 рулона холста.
Жёлтый цвет указывает на то, что экономической основой поселения является
производство и переработка сельскохозяйственной продукции. Зелёный цвет
символизирует жизнь, надежду, возрождение, плодородие и красоту окружающей
природы, богатство лесов и полей".
Обоснование символики: Заселение местности началось в 80-х годах 17-го
века. Первые переселенцы занимались земледелием, скотоводством. До сплошной
коллективизации крестьяне имели много земли. На полях сеяли рожь, просо,
гречиху, овёс, лён, а в огороде картофель, свеклу, лук, морковь. Особое место
предназначалось коноплянику – участку хорошо удобренной земли, на котором сеяли
коноплю. Это растение имело большое значение в жизни крестьянской семьи. Мужские,
пыльниковые, стебли конопли – это посконь, бессемянка, а женские, с семенем, -
непосредственно конопля (моченец, пенька). Как только запылит над конопляником,
пора дергать посконь. Это значит, что женские стебли опылились и теперь посконь
необходимо убрать, связать в снопы. Когда снопы подсыхали, их расстилали на
солнечной полянке, предварительно сбив с корневищ землю. Высохшую посконь
убирали под навес, затем мяли мялками, выбивая кострику, и расчёсывали гребенками,
щётками. В результате получалось волокно, которое пряли на самопряхе, а из
полученных ниток на стане ткали посконное волокно (холст). Его отбеливали в
щёлоке и расстилали на лужайке под солнцем. Чтоб добиться лучшей белизны,
процедуру повторяли не один раз. Полотно предназначалось для мужских штанов и
рубах, используемых в качестве рабочей одежды, а иногда и для нижнего белья.
Рубахи и портки шили теми же посконными нитками, из которых ткали полотно.
Предварительно их сучили. Если посконь выдёргивали и сушили летом, то коноплю
(пеньку) - по мере созревания семян, осенью. Просушивали коноплю на козлах прямо
на коноплянике. После просушивания обмолачивали и получали конопляное семя, из
него на маслобойке били конопляное масло. Часть семян оставляли для будущих
посевов. Конопляное (постное) масло готовилось к постам. Чтобы получить волокно из
конопли, её замачивали в мочилах – небольших прудах, выкопанных рядом с ручьём,
или же в самом ручье, в затоне. По окончании вымачивания моченец сушили и
складывали, а поздней осенью, при первых морозах, мяли мялками, трепали о мялку,
выколачивая кострику, а еще разминали в ступе, чтобы волокно получилось мягким.
Затем расчёсывали деревянными гребнями и связывали в кудели. Из этого волокна
пряли пряжу, вили верёвки разного назначения. Полотно, сотканное из моченца, шло
на изготовление мешков, торпищей. В результате расчёсывания поскони и конопли
остаются очёсы, или вычески, которые также идут в дело (изготовление пакли,
грубой пряжи на автолы, половики и рядна; ими конопатили стены, пакля шла на
утепление избы). Кострика тоже шла в дело. Вокруг избы, по высоте до второго
венца, делали обгородку на расстоянии примерно 30 см от стены и засыпали ее
кострикой, утепляя избу и подпол. Устройство это называется завалинкой.
Выращиванием конопли, изготовлением из неё так необходимых в крестьянском быту
холста, коноплянного масла, пряжи, занималась большая часть жителей села –
отсюда и произошло название села Холстовка.
Источники.
Сайт админисрации Холстовского сельского поселения, 2014 год.
|