Не найден файл ПроГер/ProHer.files/fon_blazon_left.gif ПРОЕКТ ГЕРАЛЬДИКА >> РОССИЯ (РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ) >> УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА >> КИЗНЕРСКИЙ РАЙОН Не найден файл ПроГер/ProHer.files/fon_blazon_right.gif

Не найден файл ПроГер/RF_Rossia/Udmurtiya_Reg/Files/kiznerski_c_rf2.gif
Не найден файл ПроГер/ProHer.files/fon_blazon_left.gif Современный герб Не найден файл ПроГер/ProHer.files/fon_blazon_right.gif

Дата принятия: Проекты герба и флага Кизнерского района, выбранные по результатам конкурса, были согласованы решением Кизнерского районного совета депутатов от 19 июня 2008 года №13/5 и представлены на экспертизу в геральдический совет при президенте России. Герб Кизнерского района утверждён решением Кизнерского районного совета депутатов от 12 августа 2009 года №21/9 (по данным других Источников - 21/10).
В Государственный геральдический регистр России внесён под №5616.
Описание:
1-й вариант проекта: "Герб Кизнерского района создан классическим способом в стиле национальной удмуртской государственной символики, представляет собой геральдический щит. Щит состоит из красной (червлёной) главы и белой (серебряной) оконечности. На главе щита расположена птица - белый лебедь или человек-птица, является символом возрождения,мудрости, мужества и совершенства. Серебряная оконечность имеет орнамент - очертания вписанных друг в друга крупных ромбов и геометризованных древовидных фигур. Кроны древовидных фигур, соединяясь, образуют большой ромб с крючками; элементы счётной глади формируют очертания небольших треугольников, укладывающихся в квадраты и ромбы. Это растительный мотив".
2-й вариант проекта: "Герб Кизнерского района создан классическим способом в стиле национальной удмуртской государственной символики, представляет собой геральдический щит. Щит состоит из красной (червлёной) главы и чёрной (чернь) оконечности, щит пересекает белый (серебряный) пояс. На главе щита расположена птица - белый лебедь или человек-птица, является символом возрождения, мудрости, мужества и совершенства. Пересекающий пояс имеет орнамент - очертания вписанных друг в друга крупных ромбов и геометризованных древовидных фигур. Кроны древовидных фигур, соединяясь, образуют большой ромб с крючками; элементы счётной глади формируют очертания небольших треугольников, укладывающихся в квадраты и ромбы. Это растительный мотив. На оконечности щита расположены два колоса".
герб: "В пересечённом червлёном (красном) и чёрном поле серебряный пояс, покрытый зелёным удмуртским узором, сопровождаемый в вольной части главной фигурой герба Удмуртской республики - серебряным человеком-лебедем прямо с воздетыми крыльями и червлёным вырубным крестом на груди".
Обоснование символики: Основой композиции герба стал традиционный удмуртский вышитый свадебный пояс "Зар", в частности использован орнамент, опубликованный в статье: "Удмуртская община Бодя переправились на левый берег реки Вятки и поселились на территории современного Кизнерского района. Основали деревню - Старую Бодью. Их потомки положили начало Гучин-Бодье, Синяр-Бодье, Вишур-Бодье. Численность общины выросла, а удобных, плодородных земель было мало. Поэтому старейшина рода Бодья разрешила ещё одной группе людей из общины образовать новое поселение, во главе которого стоял один из её сыновей. В основу герба Кизнерского района лёг - пояс «ЗАР» - часть облачения невесты. Его надевали поверх описанного выше камзола с ложными рукавами. Он представляет собой плотную полосу холста (размером приблизительно 80х16см), покрытую и с внешней, и с прилегающей к телу стороны, густой вышивкой. К поясу пришиты завязки, при помощи которых его концы соединили в стык на животе. Чёрные контуры обрисовывают очертания вписанных друг в друга крупных ромбов и геометризованных древовидных фигур. Так как пояс сшит их двух отдельных частей с симметричным узором, то кроны древовидных фигур, соединяясь, образуют большой ромб с крючками. Стежки счётной глади формируют очертания небольших треугольников, укладывающихся в квадраты и ромбы. Отдельные участки узора покрыты стежками различного направления, по-разному отражают свет. Этот приём обогащает фактуру вышивки. Этот растительный мотив, явно связанный с символикой плодородия, не случайно присутствовал в одежде, которую невеста одевала на свадьбе, а потом, будучи молодухой, использовала в качестве праздничного костюма: в данный период жизни ей особенно покровительствовала богиня плодородия Му-Кылчин (Му-Кылдисин). В давние времена удмуртам приходилось защищаться от внешних врагов. Их заслон против набегов камских булгар находился вблизи тех мест, где находится сейчас деревня Кадрек. Здесь расположился лагерь отряда, которым руководил Акачь. Предводитель имел тайную тропу, отмеченную зарубками на деревьях. Путь проходил среди девственных лесов и болот. Много дерзких налётов совершил Акачь на селения булгар. Но однажды преследователи обнаружили тропу и по знакам на деревьях вышли к не подозревавшему об опасности лагерю. В коротком, но жестоком сражении отряд сильно поредел. Тйрыг-брат, ближайший помощник и советчик Акача, после этой схватки решил вести спокойный образ жизни, отказавшись от боевых дел. В отряде произошел раскол, люди разделились между братьями. Раздор был настолько сильным, что группы дали слово на веки вечные не признавать друг друга. Братья Акач и Тйрыг с клятвой «ни давать, ни брать» разорвали ЗАР - женское украшение. Ныне потомки Акача и его сподвижников живут в деревнях: Кибья, Гозношур, Безменшур, а Тйрыга и его сторонников - в Новом Трыке, Лака-Тыжме и других населённых пунктах. По изученному материалу можно предположить, что пояс ЗАР уходит далеко в древность, но традиция связанная с поясом жива до сих пор - уходящему на войну или в армию повязывают полотенце на шею (предполагается стар. пояс ЗАР). Можно часто увидеть у новобранца полотенце на шее. Также «Сваты» повязывают полотенце на груди через плечо (предполагается, традиция связана также с поясом ЗАР). В результате изложенного пояс вправе занять место на гербе района… он отражает в себе историю, культурный быт, лесное богатство района. Орнамент – красиво украшает герб, имеет замысловатый узор".
Автор: Марат Назипов.
Источники. Неофициальный сайт Кизнерского района; статья И. А. Косаревой "Традиционная женская одежда периферийных групп удмуртов", Ижевск-2000 год.