ПРОЕКТ ГЕРАЛЬДИКА >> РОССИЯ (РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ) >> РЕСПУБЛИКА ТЫВА >> ТОДЖИНСКИЙ РАЙОН

Не найден файл ПроГер/RF_Rossia/Tyva_Reg/Files/todzhinski_c_rf3.gif
Современный герб

Дата принятия: Герб муниципального района "Тоджинский кожуун" утверждён решением хурала представителей Тоджинского кожууна от 27 марта 2020 года №18.
В Государственный геральдический регистр России внесён под №13005.
Описание: "В лазоревом поле - золотое узкое стропило с перекрестьем на острие, внутри заполненное зеленью и сопровождаемое вверху двумя серебряными кувшинками (видимыми сбоку, без стеблей), а внизу - бегущим северным оленем, также серебряным".
Герб Тоджинского кожууна, в соответствии с «Методическими рекомендациями по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований» (раздел 2, глава VIII, пункты 45, 46), утверждёнными геральдическим советом при президенте России 28.06.2006 года, может воспроизводиться со статусной короной установленного образца.
Обоснование символики: Тоджинский кожуун расположен на северо-востоке республики Тыва по своим природно-климатическим условиям относится к районам Крайнего Севера и является крупнейшим по площади кожууном республики. В гербе Тоджинского кожууна языком символов и аллегорий отражены его географические и природно-климатические особенности, богатства природы, а также основные направления традиционной хозяйственной деятельности коренного населения тувинцев-тоджинцев – представителей малочисленных народов Сибири. Первое упоминание о тувинцах-тоджинцах было сделано известным исследователем народов Сибири Григорием Ивановичем Спасским ещё в начале XIX века. Благодаря работам Г. И. Спасского известно, что основным видом хозяйственной деятельности тоджинцев был круглогодичный охотничий промысел на мясных животных, главным образом копытных, и сезонный – на пушных, а также кочевое оленеводство – вьючно-верховое, с доением оленей. Пересечение двух золотых полос аллегорически образует форму чума – традиционного жилища тоджинцев, описанного Г. И. Спасским в своих трудах. Летом чумы крыли выделанной берестой, а в холодное время года – обработанными шкурами копытных. Символика оленя многозначна:
- олень символизирует охотничий промысел: Тоджинский кожуун богат пушным зверем, дикими копытными животными, рыбой, боровой дичью и водоплавающими птицами;
- олень – символ благородства, достоинства, возрождения. Бегущий олень – символ развития, прогресса и стремления к достижению цели.
Олень и чум, как бы укрывающий его под своим сводом, символизируют традиционный уклад жизни тоджинцев, а также бережное отношение местных жителей к природе, их стремления сохранить и приумножить животный и растительный мир. Природа Тоджинского кожууна лаконично отражена в делении поля герба:
- зелёная часть символизирует тайгу, которая покрывает большую часть территории кожууна – Тоджинскую котловину;
- лазоревое поле символизирует многочисленные реки и озёра Тоджинского кожууна.
Кувшинки – внесённое в Красную книгу России водное растение, произрастающее на территории Тоджинского кожууна. Кувшинка – символ чистоты, красоты, доброжелательности и открытости. Белый цвет (серебро) кувшинки и северного оленя – цвет снега и льда – символизирует Тоджинский кожуун как район Крайнего Севера, с характерными суровыми природными условиями. Применённые в гербе цвета и металлы дополняют его символику: зелёный цвет – символ жизни, молодости, природы, роста, здоровья; лазурь (синий цвет) – символ чистого неба, возвышенных устремлений, взаимоуважения и согласия в обществе; серебро (белый цвет) – символ чистоты, невинности, мира, в то же время белый цвет перекликается с цветом чая с молоком – традиционного напитка, ассоциирующегося с гостеприимством и доброжелательностью тувинцев; золото (жёлтый цвет) – символ солнца как источника жизни, изобилия и искренности, высшей ценности, величия и богатства, кроме того золото считается цветом буддизма.
Авторская группа:
идея: Аида Комбу (с. Тоора-Хем);
геральдическая доработка: Константин Мочёнов (г. Химки), Юрий Фрейман (г. Кемерово);
художник: Аида Комбу (с. Тоора-Хем), Анна Гарсия (г. Москва);
компьютерный дизайн: Анна Гарсия (г. Москва);
обоснование символики: Ольга Френкель (г. Москва).
Источники.