Дата принятия: Герб Шушар утверждён решением №59 от 29 октября 2009 года
"Об утверждении официальных символов муниципального образования посёлок Шушары".
Описание: "В чёрном поле два серебряных узких острия, сложенных во
вписанное стропило; поверх всего – два червлёных (красных) серпа накрест,
лезвиями вниз и рукоятями вниз и в стороны, поверх которых такой же сноп,
перевязанный червлёной лентой, обременённый серебряным прямым равноконечным
вырубным крестом, просечённым в ромб".
Обоснование символики: В книге (автор – Кисловской С. В.)
“Знаете ли Вы? Словарь географических названий Ленинградской области” (Л.:
Лениздат 1968. С. 152) сказано: “Шушары – от названия бывшей здесь деревни
Суосаари, что значит “Болотистый остров”; финск. suo – ”болото”, saari –
“остров”. Посёлок городского типа. Железнодорожная станция на 13 км от
Ленинграда на линии Ленинград – Пушкин. Здесь же расположен совхоз “Шушары” –
крупное механизированное хозяйство”. Фактически вся история Шушар и ближайшей
местности – это история отвоевывания у болот территории необходимых для ведения
сельского хозяйства, всегда важное значение имела мелиорация переувлажненных
земель. Шушарские болота занимали до 1000 десятин пространства. В 1817 году в
Россию по «высочайшему приглашению» приехал англичанин, сельскохозяйственный
инженер Даниэл Уилер, возглавивший проведение мелиоративных работ на Охте и
Волковке, а с 1826 года и в районе Шушар. Тогда около 11 га бывших болот были
превращены в угодья Английской фермы с “образцово ухоженными тучными полями”.
Осушение окрестных болот активно проводилось и в XX веке. С самого трудного
участка – шушарских болот было начато строительство первой железной дороги
России – Царскосельской. Шушары (Suosaari) деревня была расположена по
Московскому шоссе, сейчас не существует (место её частично занято посёлком
“Ленсоветовский”). Современный посёлок Шушары находится в 4 км от места
деревни. Было около 100 домов, почти вcе – финны. Деревня не существует с
войны. Одна часть деревни называлась по-фински Pitkala (по церковным книгам
– это отдельная деревня), по-русски для неё не было особого названия. Сассары
(Hayhasi) – была расположена в сторону от Московского шоссе, недалеко от
деревни Шушары. Всего около 30 домов, все финны. Финское население деревни
по местной фамилии Hayhanen (по-русски пишется Гавгянен). Гарры (Lankoja,
народное Lankoja). По обеим берегам речки Славянки, недалеко от деревни
Шушары. Состояла из двух частей – Большие Гарры (Suurkyla) и Малые Гарры
(Pienkyla) – по разным сторонам реки. Всего около 50 домов все жители –
финны. Деревня не существует с войны (Крюков А. Финские и ижорские
деревни, существующие ныне и бывшие недавно (в XX столетии) на территории
города Санкт-Петербурга и на территориях, административно входящих в состав
Санкт-Петербурга //Ингерманландцы. Начало возрождения. 1997. №2. С. 36).
С конца 1920-х до 1934 года существовал Шушарский национальный финский
сельсовет, в 1934 году объединённый с Московско-Славянским, но сохранившим
свой национальный статус до 1939 года. В 1932 году в Шушарском нацсельсовете
насчитывалось: “Всего дворов – 257 с населением 1196 жителей. Русских – 30
дворов с населением 143 человека. Финнов – 227 дворов с населением 1053
человека. Членов сельсовета – 12 человек, из них двое русских (16,6%) и 10
финнов (83,4%). Председатель Шушарского нацсельсовета – Молчанов – русский,
владеет финским языком” (ЛОГАВ. Ф. Р-3173. Оп. 1. Д. 531.
Л. 92-93). Доля финского населения сельсовета составляла 89,1% (ЛОГАВ
Ф Р-3173 Оп. 1 Д. 531 Л. 4). В 1715 году были построены
деревни Московская Славянка и Гари (Гарры). В книге (автор Дмитриев И.)
“Путеводитель от Москвы до С.- Петербурга и обратно, сообщающий исторические,
статистические и другие сведения о замечательных городах, местах и предметах,
находящихся по дороге между обеими столицами” (М. 1839. 2-ое изд. 1847,
С. 598-599) сказано: “На 5/26 и 6/25 версте большое красивое и по одному
плану и в симметрию построенное село или слобода Славянка: каменная двуглавая
церковь с двумя домами для церковнослужителей, омываемый речкою, соименною
слободке, делит селение на две половины – Славянка, приняв в себя речку
Кузьминку или Утку впадает в Неву. Судоходная речка Славянка, впадающая в
Неву замечательна своими кирпичными заводами...” В 1930-е годы созданы три
крупных сельскохозяйственных предприятия: совхозы “Шушары”, “Детскосельский”
(бывш. “Детское Село”) и “Ленсоветовский”, и поныне поставляющие в город
сельхозпродукцию. Серебряный прямой равноконечный вырубной крест, просечённый
в ромб – фрагмент ижорской вышивки – напоминает о былой финской истории Шушар
и финском происхождении топонима Шушары. Чернь (чёрная) финифть напоминает
о торфяниках – ещё в довоенное время активно разрабатывавшихся Обуховским
торфокомбинатом и о былых шушарских болотах. С другой стороны, чёрный – это
цвет вспаханной земли, поэтому он ассоциируются с сельскохозяйственным
производством. Червлёный сноп, и два таких же серпа символизируют традиционное
занятие сельским хозяйством местных жителей на протяжении веков и три крупных
сельхозпредприятия со славной историей, ныне действующих на территории
муниципального образования посёлок Шушары. Памятный знак в виде двух снопов
стоит возле здания Местной Администрации. В Шушарах расположена Академия
менеджмента и агробизнеса нечернозёмной зоны РФ, гостиница ”Нива”, в 1980–2008
годах в посёлке располагался ДК “Нива”. Эмблема на печати Шушар (1935 года)
– сноп, поверх него серп. (ЛОГАВ. Ф. р-3173. Оп. 1. Д. 1058.
Л. 57). Сходящиеся вверху два серебряных острия, положенные в стропило
напоминают о путях Царскосельской железной дороги, которую начали строить
именно отсюда. В 2,5 км от железнодорожной станции Шушары (до 1930 года
– ж/д станция Средняя) с 1990 года расположена “площадка натурных экспонатов
Музея железнодорожной техники имени В. В. Чубарова” (Олейник Ю.
“Железные кони” встречаются в Шушарах //Санкт-Петербургские ведомости. 1995.
11 авг. С. 2). Через территорию муниципального образования посёлок
Шушары проходит Московское шоссе. Серебро – чистота помыслов, искренность,
правдивость, невинность, благородство, откровенность, непорочность, надежда.
Чернь (чёрный) - символ благоразумия, мудрости, скромности, честности,
вечности и древности бытия. Червлёный (красный) – символизирует любовь,
мужество, смелость, великодушие, храбрость, неустрашимость. В древнерусской
традиции красный – красивый. Символ труда, жизнеутверждающей силы, красоты,
солнца и тепла.
Авторская группа: Башкиров Константин Сергеевич, Карпунина Виктория
Валерьевна, Штейнбах Светлана Юрьевна.
Источники.
Сайт "Шушары.Инфо.Форум", 2011 год; сайт интернет аукциона "Aucland", 2011 год.
|