Дата принятия: В 2011 году утвержден новый герб муниципального округа,
существующий до этого герб после небольшой доработки получил статус эмблемы.
Герб утверждён решением муниципального совета от 6 июня 2011 года №149 "Об
утверждении официальных символов муниципального образования муниципальный округ
Дворцовый округ".
Описание: "В лазоревом (синем, голубом) поле на золотом пониженном
поясе, обременённом тремя лазоревыми лавровыми венками (средний из которых
больше, а два других - поверх него справа и слева), запряжённая шестёркой
золотых коней, крайних из которых ведут под уздцы вооружённые золотыми копьями
золотые античные воины, золотая колесница прямо, на которой стоит золотой гений
славы, поддерживающий левой рукой увенчанное золотым двуглавым орлом золотое
древнеримское знамя, и простёрший правую руку с золотым лавровым венком".
Обоснование символики: В основе герба муниципального образования ранее
использовавшаяся официальная символика утверждённая решением муниципального
совета муниципального образования муниципальный округ Дворцовый округ от
28.02.2006 года №18 “Об утверждении положения о гербе муниципального образования
муниципальный округ Дворцовый округ”. Территорию округа по праву можно назвать
музеем разных видов искусств. По дворцам набережных можно проследить все моменты
развития архитектурных стилей. В прославленных на весь мир музеях хранятся
известнейшие коллекции разных видов искусств - мировые шедевры живописи,
скульптуры, декоративно-прикладного искусства. На территории Дворцового округа
расположены самый большой художественный музей страны - Государственный Эрмитаж,
занимающий здания Зимнего дворца Малого Эрмитажа, Старого Эрмитажа, Эрмитажного
театра и Нового Эрмитажа, Государственный Русский музей (в здании бывшего
Михайловского дворца) и его филиал в здании бывшего Мраморного дворца, музей
этнографии, музей-дворец Петра I в Летнем саду, музей – квартира
А. С. Пушкина (Всероссийский музей А. С. Пушкина). Российский
Этнографический музей был создан в 1902 году как этнографический отдел Русского
музея. Замечательным памятником садово-паркового искусства является Летний сад
- первый сад города, заложенный в 1704 году Михайловский сад ведёт своё начало
от сада, устроенного в 1713 году вокруг деревянного летнего дворца Екатерины I.
С конца XVIII века при строительстве Михайловского дворца он был сохранён, а в
1823-1825 годах включён в усадьбу Михайловского дворца и перепланирован. Мосты
через каналы, плавные разнообразные линии спусков к воде, полукруглые скамьи и
другие части, лишённые украшений представляют большую художественную ценность.
Набережные, не имевшие торгового значения, должны были служить украшением города.
По сторонам округ ограничен Невой, Фонтанкой и Невским проспектом. Прекрасен вид
на Стрелку Васильевского острова и на Петропавловскую крепость, открывающийся с
Дворцовой набережной и с Троицкого (до 1991 года - Кировского) моста. А. Дюма
писал об этом виде: “Я не знаю, есть ли в мире какой-нибудь вид, который мог бы
сравниться с развернувшейся перед моими глазами панорамой…” Театральную и
музыкальная жизнь города трудно представить без театра Оперы и Балета имени
М. П. Мусоргского, театра имени В. Ф. Комиссаржевской, театра
эстрады имени А. И. Райкина, академического театра комедии имени
Н. П. Акимова, Санкт-Петербургского театра Марионеток имени
Е. С. Деммени, Государственной Академической Капеллы имени
М. И. Глинки, Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени
Д. Д. Шостаковича. В 1877 году по инициативе главы цирковой семьи,
гастролирующей в Петербурге, Г. Чинизелли на набережной Фонтанки был построен
первый в России каменный цирк. На территории Дворцового округа расположены памятники
Петру I, А. С. Пушкину, И. А. Крылову,
А. В. Суворову. Памятником доблести и славы русского воинства, защитившего
свою Родину от наполеоновской армии и победоносно завершившему Отечественную войну
1812 года является Арка Главного штаба (торжественно открыта 24 октября 1828 года).
Этой же теме посвящён и декор самого здания, окаймляющего южную границу Дворцовой
площади (архитектор - К. И. Росси). Воинские доспехи, щиты, шлемы, копья,
символизируют трофеи, добытые в победоносных сражениях. В 1818-1819 годах Дворцовая
площадь полностью была реконструирована по проекту архитектора К. И. Росси
и стала памятником градостроительного искусства мирового значения. Росси ограничил
пространство площади с юга двумя зданиями Главного штаба и Военного министерства и
Министерства финансов и Министерства иностранных дел. В советское время в здании
разместился штаб Ленинградского военного округа. Идейно-художественный смысл
прославления победы русского оружия лежит в основе колесницы Победы, венчающей арку
здания Главного штаба (скульпторы - С. С. Пименов и
В. И. Демут-Малиновский) и Александровской колонны (открытой 30 августа
1834 года). Колонна завершена чётко вырисовывающейся на фоне неба аллегорической
фигурой ангела, попирающего змею. Эта самая высокая колонна в мире (47,5 м) была
сооружена по проекту О. Монферана. Здание бывшего штаба войск гвардии
(архитектор - А. П. Брюллов), построенное в 1837-1843 годах в
классическом стиле украшено лепными украшениями на мотивы военной символики. В
XIX - начале XX века площадь была местом военных смотров и парадов. После
Октябрьской революции 1917 года здесь проходили военные парады и демонстрации. В
день праздничной встречи советских воинов-победителей 8 июля 1945 года под сводами
арки прошли защитники родины - солдаты и офицеры Ленинградского гвардейского
корпуса. Поныне триумфальная арка Главного штаба - свидетель российских праздников,
в том числе и ежегодно проводимого 9 мая военного парада в честь Дня Победы. Другим
памятником связанным с военной историей города является Марсово поле, возникшее в
первой половине XVIII века как место фейерверков военных парадов (отсюда -
название). На лугу - он назывался тогда Царицыным - проходили смотры гвардейских
полков. Пушкин посвятил ему следующие строки: “Люблю воинственную живость потешных
Марсовых полей, пехотных ратей и коней однообразную красивость”. На Марсово поле
выходит фасад огромного по протяженности трехэтажного здания, богато украшенного
колоннами и скульптурой, возведённого по проекту архитектора В. П. Стасова
в 1817-1819 годах для казарм Павловского лейб-гвардии полка - замечательный пример
русского классицизма первой половины XIX века. На предмостовой площади (отсюда
начинается один из красивейших в городе мостов Троицкий (Кировский), которая
примыкает к Марсову полю и носит имя Суворова, в 1801 году установлен памятник
великому полководцу. Пустынная обширная площадь Марсова поля, окружённая садами и
дворцами (среди них один напоминает замок), памятник Суворова, за рекой -
Петропавловская крепость со своими бастионами и тонким шпилем “городской башни”,
увенчанной архангелом с трубой - всё это составляло исключительный по
выразительности ландшафт “военной столицы” Российской Империи. Запряжённая
шестёркой золотых коней, крайних из которых ведут под уздцы вооружённые золотыми
копьями золотые античные воины, золотая колесница прямо, на которой стоит золотой
гений славы, поддерживающий левой рукой увенчанное золотым двуглавым орлом золотое
древнеримское знамя, и простёрший правую руку с золотым лавровым венком - символ
зданий, площадей и памятников, связанных с доблестью и славой русского воинства
(арка Главного штаба, Дворцовая площадь, здания бывшего Главного штаба и военного
министерства, Александровская колонна, памятник А. В. Суворову и
площадь Суворова, Марсово поле, здание бывшего штаба войск гвардии, здание бывших
казарм Павловского лейб-гвардии полка). С другой стороны многофигурная композиция
передает уникальный исторический облик Дворцового округа, обилие всемирно
известных памятников искусства. Лавровые венки - часто используемый элемент
декора зданий, оград, мостов. Лазоревый (синий, голубой) - символ красоты, любви,
мира, возвышенных устремлений. Обилие рек и каналов “северной Венеции”. По
территории округа протекают реки Нева, Фонтанка, Мойка, Лебяжья канавка. Золото
- символ божественного сияния, благодати, величия, богатства, постоянства,
прочности, силы, солнечного света. Золотой век русской культуры, представленный
зданиями территории округа, великими людьми, прославившими Россию здесь
творившими.
Источники.
|