Дата принятия: Герб Сергачского района утверждён решением Земского
собрания Сергачского муниципального района от 29 июня 2016 года №31.
В Государственный геральдический регистр России внесён под №11028.
Описание: "В пересечённом золотом и серебряном поле - чёрный, с
серебряными глазами и когтями, восстающий медведь, несущий перед собой золотые
лапти, удерживаемые правой передней лапой за оборы того же металла".
Герб Сергачского района может воспроизводиться с вольной частью - четырёхугольником,
примыкающим изнутри к верхнему правому углу герба Сергачского района с
воспроизведёнными в нём фигурами из герба Нижегородской области.
Обоснование символики: Сергач - административный центр Сергачского района.
Первое упоминание об этом старинном городе Нижегородской области относится к 1382
году. Именно здесь, на берегах реки Пьяна (левый приток Суры), произошло известное
в истории Руси "Пьянское побоище". В Никоновской летописи, в повести о прохождении
Тохтамыша на Москву упоминается о Сергаче. Первые документальные упоминания о
Сергаче как о деревне относятся к 1649 году в наказе боярина Бориса Ивановича
Морозова (воспитателя царя Алексея Михайловича). Царь подарил своему
"дядьке-воспитателю" обширные земли к юго-востоку от Нижнего Новгорода, по
соседству с селом Мурашкино, где была вотчина Морозовых. Так деревня Сергач с
окружающими деревнями - Кладбицкой, Ключевой, Мокринской и другими становиться
собственностью Морозова. Он развивает кипучую деятельность, приказывая повсюду
открывать заводы по производству поташа. С этого времени Сергач становиться
селом, центром поташного производства в России, занимавшего важное место в
экономике государства. "Сергачский" поташ, использовавшийся при изготовлении
оконного стекла, мыла, при выделке кож - считался, особенно за границей, лучшим.
Кроме дешёвого поташа и добротных "сергацких" лаптей, всероссийскую известность
село получило и тем, что местные жители с дрессированными медведями ходили по
всей Руси, а также за её пределами (в Польше, Германии, Франции и Италии).
Известный писатель Мельников-Печерский в романе "На горах" описывает ситуацию
когда вовремя Отечественной Войны 1812 года на Базарной площади Сергача проходил
смотр "медвежьих" полков, обученных для "борьбы" с французами. Очень популярны
в народе были ярмарочные представления, так называемые "Медвежьи комедии" -
любимое народное увеселение. Главным героем был медведь, ходящий на задних
лапах, обутых в лапти. Лапти не только предохраняли лапы медведя от острых
предметов, но и приближали образ ходячего медведя к образу людей, что вызывало
восторг и смех у зрителей. Кроме того, местные жители еженедельно отправляли
на продажу в Нижний Новгород не менее двух обозов, наполненных плетёными
Сергачскими лаптями. По административной реформе, проведенной Императрицей
Екатериной II, казённое село Сергач 5 сентября 1779 года получило статус
уездного города. 16 августа 1781 года новому городу был пожалован герб.
Подлинное описание исторического герба гласит: "Въ верхней части щита гербъ
Нижегородскiй. Въ нижней - черный медведь въ золотом поле, означающий, что
того рода зверей въ окрестностяхъ города довольно". Герб Сергачского района
создан на основе исторического герба уездного города Сергач Нижегородского
наместничества, а его символика многозначна. Медведь - хозяин леса. В
русских народных сказках он - простодушное, дружелюбное животное, символ
простоты, силы, доброжелательности. Медведь, как правило, никогда не нападает
первым, но при необходимости даёт достойный отпор недругам. Пересечение поля
герба Сергачского района на две части - символизирует соединение в одном
гербе поля герба Нижегородской губернии (серебро) и поля исторического герба
Сергача (золото). Золото - символ высшей ценности, величия, богатства, урожая.
Серебро - символизирует серебристый цвет поташа, а также символ чистоты,
открытости, божественной мудрости, примирения. Чёрный цвет символизирует
благоразумие, мудрость, скромность, честность.
Авторская группа:
идея: Николай Субботин (г. Сергач), Константин Мочёнов (г. Химки);
художник и компьютерный дизайн: Анна Гарсия (г. Москва);
обоснование символики: Вячеслав Мишин (г. Химки).
Источники.
|