Дата принятия: Герб Подпорожского городского поселения утверждён решением
совета депутатов МО от 16 декабря 2010 года №96 "Об утверждении официальных
символов муниципального образования «Подпорожское городское поселение
Подпорожского муниципального района Ленинградской области".
Описание: "В поле, понижено скошенном справа серебром и лазурью (синим,
голубым) поверх деления – три квадрата, уложенных ступенчато сообразно скошению,
каждый из которых волнисто скошен справа лазурью и серебром; по квадратам
восходит чёрный медведь с червлёными (красными) когтями и зубами и серебряными
глазами, держащий в пасти лазоревого сига и сопровождаемый вверху слева червлёным
сияющим солнцем. Стороны в геральдике определяются от лица, держащего щит".
Обоснование символики: Впервые Подпорожье упоминается вместе с Погрой,
ставшей в XX столетии западной частью города в Новгородской Писцовой книге 1563
года. Эти земли относились к “Воскресенскому погосту в Важенях” (Земля Невская
православная. СПб. 2006. Страница 166). Cвирь всегда была cудоходна, хотя
многочисленные пороги были серьезным препятствием для судов. Первый порог -
Вознесенский - у самого истока реки, следующий за ним - Сухой - тянулся на 4,5
километра. Остреченский порог, протяженностью более 7 километров, начинался
напротив устья реки Ивины и делил в этом месте Свирь на два узких прохода;
ниже располагались Пидемский - у впадения в Свирь реки Пидьмы, Яблонский - ниже
села Мятусова, Медведец - самый опасный из всех свирских порогов - находился в
том месте, где река делает три особенно крутых поворота, и ещё ниже по течению
был последний порог - Сиговец. Пороги Медведец и Сиговец располагались в
пределах современного города Подпорожье. Путешествовавший по Свири в 1785 году
академик Н. Я. Озерецковский написал: “Деревня Подпорожье в 12 верстах
от Юрьевщины, на левом берегу Свири своё название получила по причине порогов,
лежащих выше. Первый называется Сиговец, а второй Медведец. Оба простираются по
реке на 9 верст, и стремление воды делают столь сильным, что подъём и спуск судов
с великим сопряжен затруднениями и опасностями”. Энциклопедические издания и
разные авторы в различных краеведческих публикациях указывают о переселении
крестьян-лоцманов во времена Петра I на берега Свири. Так, в энциклопедии
“Вся Россия. Города и населенные пункты” (Под ред. А. В. Рябинина., М.
2001. С. 374) отмечается, что “в начале XVIII века в район современного
Подпорожья по приказу Петра I были переселены крестьяне с реки Мста для
организации судовождения по Свири”. С. В. Кисловской в своей книге
“Знаете ли Вы? Словарь географических названий Ленинградской области” (Л. 1968.
С. 112) пишет, что “при Петре I на берег Свири были переселены крестьяне
Боровичского уезда для проведения судов через пороги”. О крестьянах переведённых
на реку Свирь из Новгородской губернии упоминается в “Путеводителе по Северо-Западу
России” (СПб. 1993. Страница 60). В другом издании - “По Ленинградской области” (Л.,
1978. Страницы 64-65) авторы (Андреева Л. В., Коляда М. И.,
Кондратьева Е. В.) утверждают, что именно тогда куст древних деревень у
порога Сиговец (Ортемовская, Подсогопье, Лупинская, Еремеевская, Сергиевская на
Святой горе и другие), носивший ещё в XV веке общее название Подпорожье, пополнился:
новые деревни основали переселенцы”. Позднее здесь были построены две деревянные
церкви: Св. Дмитрия Солунского в 1836 году (закрыта в 1934 году, снесена в
1951 году) и Тихвинской иконы Божьей Матери в 1895 году (закрыта в 1934 году,
снесена в 1951 году). До наших дней они не сохранились в связи со строительством
Верхне-Свирской ГЭС. В XIX веке после создания Мариинской водной системы (начала
действовать с 1810 года) река Свирь стала важной водной магистралью. В конце XIX -
начале XX века через пороги между селом Мятусовом и Подпорожьем для поднятия судов
вверх по течению была налажена так называемая туэрная тяга. Слово «туэр» произошло
от английского «тауэр», что означает «опора». В этом месте на дно реки уложили цепь,
закрепленную на берегу у начала порожистого участка вверх по течению. Другой конец
цепи соединялся с лебедкой специального туэрного парохода. Пароход, наматывая цепь
на лебедку, продвигался вперёд и проводил за собой суда. Вниз по течению суда
спускались буксирными пароходами по одному за один рейс, поэтому перед порогами
скапливалось очень много судов, образуя затор недалеко от большого и красивого
селения Пидьма. Этому обстоятельству селение и обязано своим названием: вепсское
слово «пидьм» и означает затор. Эта самая опасная и трудоёмкая по проводке судов
часть Свири от Пидьмы до Важин была довольно густо заселена по сравнению с другими
её участками. Место было оживленное, поэтому здесь часто устраивались торги. В
Пидьме они проводились с 9 по 11 мая, с 27 по 29 июля, с 5 по 9 ноября. В Мятусове
торга продолжались по три дня в январе, августе и сентябре. В июле и декабре
устраивались двухдневные торги в Хевроньино. В Важинах, в деревне Юрьевщине с 15 по
22 сентября проходила ярмарка. В XVII - XIX веках суда вверх по течению поднимались
лошадьми, которые, идя по берегу, по специально устроенной вдоль берега дороге -
бичевнику, тащили их за собой на канатах. Вниз суда спускались на веслах. Подъём и
спуск судов, а также надлежащее содержание бичевника обеспечивали жители деревень,
расположенных по берегам реки. Это давало им прочный и довольно большой по тем
временам заработок. Несмотря на огромное значение Свири в хозяйственной деятельности
Северо-Запада России не были приняты меры для улучшения условий навигации по Свири,
хотя проекты улучшения условий судоходства по реке и использования её энергетических
ресурсов предлагались неоднократно. После победы Октябрьской революции река Свирь
вошла в ленинский план ГОЭЛРО как одно из основных звеньев энергетического
строительства на севере страны. После завершения основных строительных работ на
Нижнее-Свирской ГЭС, в 1932 году, начались подготовительные работы к строительству
Верхнее-Свирского гидроузла у порога Сиговец. В июле 1937 года село Подпорожье было
преобразовано в рабочий посёлок с включением в его черту деревень Нижнее Подпорожье,
Валдома, Кара (Берег, Наволок, Палтога), Нисельга (Об отнесении к категории рабочего
посёлка селения Подпорожье Подпорожского района Ленинградской области: Постановление
Президиума ВЦИК от 5 июля 1937 года //Бюл. постановлений Ленингр. Облисп. 1937. №20.
Обл.). Гидростанция должна была дать первый ток в 1942 году. Война, развязанная
германским фашизмом, помешала осуществить этот план. 16 сентября 1941 года в связи с
приближением фронта строители затопили котлован ГЭС. Из работников партийных и
советских учреждений и строителей Верне-Свирской ГЭС был организован истребительный
батальон, который своё первое боевое крещение получил на подступах к Подпорожью, у
сёл Михайловское и Важины. Позднее истребительный батальон действовал в тылу фашистов
на заранее подготовленных базах. Строительство Верхне-Свирской ГЭС возобновилось в
1947 году. В декабре 1951 года эта гидростанция, самая крупная в Ленинградской
области, дала первый ток. Обе Свирские ГЭС были включены в Единую энергосистему
европейской части СССР. После завершения строительства Верхнее-Свирской ГЭС вода в
Свири поднялась более чем на десять метров, перестали существовать страшные пороги,
стало возможно движение судов всех категорий с различным тоннажем и осадкой. В
результате подпора повысился на 0,5 метра средний уровень Онежского озера. ГЭС дала
толчок развитию Подпорожья. Село выросло в рабочий посёлок, который в 1956 году был
преобразован в город и стал районным центром (О преобразовании рабочего посёлка
Подпорожье Подпорожского района Ленинградской области в город районного подчинения:
Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 июня 1956 года. //Бюл. Исполкома Ленингр.
Обл. Совета депутатов трудящихся. 1956. №15. Страница 1). Медведь, держащий в пасти
сига - указание на названия порогов - Медведец и Сиговец. Червлёное (красное) сияющее
солнце - с одной стороны, напоминание о переселенцах – лоцманах с реки Мсты
Боровичского уезда, которые, как указывается в краеведческой литературе, в XVIII веке
поселились на берегу Свири, а с другой – напоминание о мастерах резьбы по дереву и
памятниках деревянного зодчества Присвирья. Три квадрата, уложенных ступенчато
сообразно скошению, каждый из которых волнисто скошен справа лазурью и серебром - с
одной стороны, напоминание о порогах, с другой - о Верхне-Свирской ГЭС и о видах
судоходства по Свири в старину. Серебро - чистота помыслов, искренность, правдивость,
невинность, благородство, откровенность, непорочность, надежда. Червлень (красный) -
право, мужество, самоотверженность, любовь, храбрость, неустрашимость. Символ труда,
жизнеутверждающей силы, праздника, красоты, солнца и тепла. Чернь - символ
благоразумия, мудрости, скромности, честности, древности и вечности бытия. Лазоревый
(синий, голубой) - символизирует знания, истину, честность, верность, безупречность.
Лазурь - символ красоты, мягкости, величия.
Источники.
|