Не найден файл ПроГер/ProHer.files/fon_blazon_left.gif ПРОЕКТ ГЕРАЛЬДИКА >> РОССИЯ (РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ) >> ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ >> ПОДПОРОЖЬЕ Не найден файл ПроГер/ProHer.files/fon_blazon_right.gif

Не найден файл ПроГер/RF_Rossia/Leningrad_Reg/Files/podporozhie_rf1.gif
Не найден файл ПроГер/ProHer.files/fon_blazon_left.gif Современный герб Не найден файл ПроГер/ProHer.files/fon_blazon_right.gif

Дата принятия: Герб Подпорожского городского поселения утверждён решением совета депутатов МО от 16 декабря 2010 года №96 "Об утверждении официальных символов муниципального образования «Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области".
Описание: "В поле, понижено скошенном справа серебром и лазурью (синим, голубым) поверх деления – три квадрата, уложенных ступенчато сообразно скошению, каждый из которых волнисто скошен справа лазурью и серебром; по квадратам восходит чёрный медведь с червлёными (красными) когтями и зубами и серебряными глазами, держащий в пасти лазоревого сига и сопровождаемый вверху слева червлёным сияющим солнцем. Стороны в геральдике определяются от лица, держащего щит".
Обоснование символики: Впервые Подпорожье упоминается вместе с Погрой, ставшей в XX столетии западной частью города в Новгородской Писцовой книге 1563 года. Эти земли относились к “Воскресенскому погосту в Важенях” (Земля Невская православная. СПб. 2006. Страница 166). Cвирь всегда была cудоходна, хотя многочисленные пороги были серьезным препятствием для судов. Первый порог - Вознесенский - у самого истока реки, следующий за ним - Сухой - тянулся на 4,5 километра. Остреченский порог, протяженностью более 7 километров, начинался напротив устья реки Ивины и делил в этом месте Свирь на два узких прохода; ниже располагались Пидемский - у впадения в Свирь реки Пидьмы, Яблонский - ниже села Мятусова, Медведец - самый опасный из всех свирских порогов - находился в том месте, где река делает три особенно крутых поворота, и ещё ниже по течению был последний порог - Сиговец. Пороги Медведец и Сиговец располагались в пределах современного города Подпорожье. Путешествовавший по Свири в 1785 году академик Н. Я. Озерецковский написал: “Деревня Подпорожье в 12 верстах от Юрьевщины, на левом берегу Свири своё название получила по причине порогов, лежащих выше. Первый называется Сиговец, а второй Медведец. Оба простираются по реке на 9 верст, и стремление воды делают столь сильным, что подъём и спуск судов с великим сопряжен затруднениями и опасностями”. Энциклопедические издания и разные авторы в различных краеведческих публикациях указывают о переселении крестьян-лоцманов во времена Петра I на берега Свири. Так, в энциклопедии “Вся Россия. Города и населенные пункты” (Под ред. А. В. Рябинина., М. 2001. С. 374) отмечается, что “в начале XVIII века в район современного Подпорожья по приказу Петра I были переселены крестьяне с реки Мста для организации судовождения по Свири”. С. В. Кисловской в своей книге “Знаете ли Вы? Словарь географических названий Ленинградской области” (Л. 1968. С. 112) пишет, что “при Петре I на берег Свири были переселены крестьяне Боровичского уезда для проведения судов через пороги”. О крестьянах переведённых на реку Свирь из Новгородской губернии упоминается в “Путеводителе по Северо-Западу России” (СПб. 1993. Страница 60). В другом издании - “По Ленинградской области” (Л., 1978. Страницы 64-65) авторы (Андреева Л. В., Коляда М. И., Кондратьева Е. В.) утверждают, что именно тогда куст древних деревень у порога Сиговец (Ортемовская, Подсогопье, Лупинская, Еремеевская, Сергиевская на Святой горе и другие), носивший ещё в XV веке общее название Подпорожье, пополнился: новые деревни основали переселенцы”. Позднее здесь были построены две деревянные церкви: Св. Дмитрия Солунского в 1836 году (закрыта в 1934 году, снесена в 1951 году) и Тихвинской иконы Божьей Матери в 1895 году (закрыта в 1934 году, снесена в 1951 году). До наших дней они не сохранились в связи со строительством Верхне-Свирской ГЭС. В XIX веке после создания Мариинской водной системы (начала действовать с 1810 года) река Свирь стала важной водной магистралью. В конце XIX - начале XX века через пороги между селом Мятусовом и Подпорожьем для поднятия судов вверх по течению была налажена так называемая туэрная тяга. Слово «туэр» произошло от английского «тауэр», что означает «опора». В этом месте на дно реки уложили цепь, закрепленную на берегу у начала порожистого участка вверх по течению. Другой конец цепи соединялся с лебедкой специального туэрного парохода. Пароход, наматывая цепь на лебедку, продвигался вперёд и проводил за собой суда. Вниз по течению суда спускались буксирными пароходами по одному за один рейс, поэтому перед порогами скапливалось очень много судов, образуя затор недалеко от большого и красивого селения Пидьма. Этому обстоятельству селение и обязано своим названием: вепсское слово «пидьм» и означает затор. Эта самая опасная и трудоёмкая по проводке судов часть Свири от Пидьмы до Важин была довольно густо заселена по сравнению с другими её участками. Место было оживленное, поэтому здесь часто устраивались торги. В Пидьме они проводились с 9 по 11 мая, с 27 по 29 июля, с 5 по 9 ноября. В Мятусове торга продолжались по три дня в январе, августе и сентябре. В июле и декабре устраивались двухдневные торги в Хевроньино. В Важинах, в деревне Юрьевщине с 15 по 22 сентября проходила ярмарка. В XVII - XIX веках суда вверх по течению поднимались лошадьми, которые, идя по берегу, по специально устроенной вдоль берега дороге - бичевнику, тащили их за собой на канатах. Вниз суда спускались на веслах. Подъём и спуск судов, а также надлежащее содержание бичевника обеспечивали жители деревень, расположенных по берегам реки. Это давало им прочный и довольно большой по тем временам заработок. Несмотря на огромное значение Свири в хозяйственной деятельности Северо-Запада России не были приняты меры для улучшения условий навигации по Свири, хотя проекты улучшения условий судоходства по реке и использования её энергетических ресурсов предлагались неоднократно. После победы Октябрьской революции река Свирь вошла в ленинский план ГОЭЛРО как одно из основных звеньев энергетического строительства на севере страны. После завершения основных строительных работ на Нижнее-Свирской ГЭС, в 1932 году, начались подготовительные работы к строительству Верхнее-Свирского гидроузла у порога Сиговец. В июле 1937 года село Подпорожье было преобразовано в рабочий посёлок с включением в его черту деревень Нижнее Подпорожье, Валдома, Кара (Берег, Наволок, Палтога), Нисельга (Об отнесении к категории рабочего посёлка селения Подпорожье Подпорожского района Ленинградской области: Постановление Президиума ВЦИК от 5 июля 1937 года //Бюл. постановлений Ленингр. Облисп. 1937. №20. Обл.). Гидростанция должна была дать первый ток в 1942 году. Война, развязанная германским фашизмом, помешала осуществить этот план. 16 сентября 1941 года в связи с приближением фронта строители затопили котлован ГЭС. Из работников партийных и советских учреждений и строителей Верне-Свирской ГЭС был организован истребительный батальон, который своё первое боевое крещение получил на подступах к Подпорожью, у сёл Михайловское и Важины. Позднее истребительный батальон действовал в тылу фашистов на заранее подготовленных базах. Строительство Верхне-Свирской ГЭС возобновилось в 1947 году. В декабре 1951 года эта гидростанция, самая крупная в Ленинградской области, дала первый ток. Обе Свирские ГЭС были включены в Единую энергосистему европейской части СССР. После завершения строительства Верхнее-Свирской ГЭС вода в Свири поднялась более чем на десять метров, перестали существовать страшные пороги, стало возможно движение судов всех категорий с различным тоннажем и осадкой. В результате подпора повысился на 0,5 метра средний уровень Онежского озера. ГЭС дала толчок развитию Подпорожья. Село выросло в рабочий посёлок, который в 1956 году был преобразован в город и стал районным центром (О преобразовании рабочего посёлка Подпорожье Подпорожского района Ленинградской области в город районного подчинения: Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 июня 1956 года. //Бюл. Исполкома Ленингр. Обл. Совета депутатов трудящихся. 1956. №15. Страница 1). Медведь, держащий в пасти сига - указание на названия порогов - Медведец и Сиговец. Червлёное (красное) сияющее солнце - с одной стороны, напоминание о переселенцах – лоцманах с реки Мсты Боровичского уезда, которые, как указывается в краеведческой литературе, в XVIII веке поселились на берегу Свири, а с другой – напоминание о мастерах резьбы по дереву и памятниках деревянного зодчества Присвирья. Три квадрата, уложенных ступенчато сообразно скошению, каждый из которых волнисто скошен справа лазурью и серебром - с одной стороны, напоминание о порогах, с другой - о Верхне-Свирской ГЭС и о видах судоходства по Свири в старину. Серебро - чистота помыслов, искренность, правдивость, невинность, благородство, откровенность, непорочность, надежда. Червлень (красный) - право, мужество, самоотверженность, любовь, храбрость, неустрашимость. Символ труда, жизнеутверждающей силы, праздника, красоты, солнца и тепла. Чернь - символ благоразумия, мудрости, скромности, честности, древности и вечности бытия. Лазоревый (синий, голубой) - символизирует знания, истину, честность, верность, безупречность. Лазурь - символ красоты, мягкости, величия.
Источники.