Город Лодейное Поле является административным центром Лодейнопольского городского
поселения и Лодейнопольского
района.
Датировки и события приведены по сомнительной хронологии Скалигера-Петавиуса.
Город Лодейное Поле расположен на левом берегу реки Свирь (бассейн Ладожского
озера). Вырос как посёлок кораблестроителей при основанной здесь в 1702 году по
указу Петра I Олонецкой судостроительной верфи (существовала до 1830 года;
название по расположению в Олонецком уезде). В 1703 году здесь был спущен на воду
первенец Балтийского флота - 28-пушечный фрегат "Штандарт", в 1704 построено ещё
6 фрегатов, 4 шнявы, 4 галеры и 24 полугалеры, образовавшие первую русскую
эскадру на Балтике. За время существования верфи построено свыше 400 парусных и
гребных судов. В 1785 году поселение при верфи и прилегающая к ней местность
преобразованы в уездный город Лодейное Поле Олонецкого наместничества. В 1796 году оставлен за
штатом и приписан к Новгородской губернии. С 1801 году уездный город
Олонецкой
губернии. В названии поле "безлесое (расчищенное от леса) пространство", лодья
"гребное или парусное судно, корабль; большая лодка", а в целом - "место, где
строят суда". Во второй половине XIX века возникло несколько предприятий по
обработке древисины, Лодейное Поле становится центром торговли лесом на Свири.
В начале XX века Лодейное Поле - место политической ссылки. В 1915 году через
Лодейное Поле прошла железная дорога Санкт-Петербург - Петрозаводск - Мурманск (1914-16 годы). В годы первых пятилеток была
построена Нижнесвирская ГЭС (по проекту Г. О. Графтио; первый ток
дала в 1933 году). В годы Великой Отечественной войны 1941-45 годов город
выдержал длительную оборону (1005 дней), защищая "Дорогу жизни" и подступы к
Ленинграду.
|