ПРОЕКТ ГЕРАЛЬДИКА >> РОССИЯ (РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ) >> ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ >> ЧЕРНОВСКОЕ Не найден файл ПроГер/ProHer.files/fon_blazon_right.gif

Не найден файл ПроГер/RF_Rossia/Leningrad_Reg/Files/chernovskoe_rf1.gif
  Современный герб Не найден файл ПроГер/ProHer.files/fon_blazon_right.gif

Дата принятия: Герб Черновского сельского поселения утверждён решением совета депутатов муниципального образования Черновское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области №80 от 20 октября 2010 года.
Описание: "В поле трижды неравно рассечённом: узко серебром и чернью и широко червленью (красным) поверх деления черни и червлени - вписанный серебряный меч, который держит выходящая слева в оконечности серебряная рука в латах; сопровождаемый справа - золотым, обернувшимся влево, изрыгающим пламя, драконом в столб, лапами вправо, слева - золотой сидящий и обернувшийся орёл, сопровождаемый вверху повышенной золотой бревенчатой сторожевой башней с воротами и островерхой кровлей".
Обоснование символики: В далеком прошлом земли, на которых ныне расположено Черновское сельское поселение входили в состав Кушелской губы Псковской земли. В Псковской писцовой книге 1585 года в Кушелской губе упомянуты: село Воскресенское на реке Чёрной - владелец – помещик Елагин и др., деревня Медвежская на реке Медведке - владелец Вышеславцев, деревня Сухонос и Родина на Родином острове - владельцы Дмитровский собор, Афанасьевский и Никольский монастыри. История средневековья в Сланцевском крае - это история войн и постоянного противостояния нашествиям с запада - польско-литовского, ливонского, шведского. На протяжении нескольких столетий главным врагом являлся Ливонский орден, граница с которым проходила по реке Нарове. Отряды неприятелей выжигали погосты, встречающиеся на пути, опустошали прибрежные псковские сёла. При Иоанне Грозном (1530-1584 годы) после окончания Ливонской войны (1583 год) были организованы военно-сторожевые посты для охраны границ, называемые “Сиженья”. В окрестностях деревень Монастырёк, Вороново и Черно-Погост было организовано Васильево сиженье. Руководителем этого сторожевого поста был боярин Василий Елагин. Иоанн Грозный направил в этот район князя Ф. В. Елецкого с двумя тысячами боярских и служивых людей. Вблизи этих мест проходила граница государств. В дальнейшем (1700 год) через эти места проходила Шереметьевская дорога, образуя так называемые кресты (которые образовывались в результате перекреста двух Шереметьевских дорог в районе Монастырька). Из других памятных событий - Плюсский договор Москвы со шведами. В 1583 году московские послы писали царю: “Шведы домогаются, чтобы съезд был подле Нарвы, на устье Плюссы. На урочище на устье Плюссы место тесное и болотное, конскими кормами бедное и не оборонное, во всем негодное” (Чуркин Ф. А. Кольцовская волость. Черновской сельсовет. Сланцы. 1991. Страница 2). Переговоры, проходившие в мае 1583 года на берегу реки Плюссы, возле её устья, завершившиеся заключением Плюсского мирного договора, по которому шведам отошли земли в низовьях рек Нарова и Луга и в бассейне Невы. В “Кратких историко-статистических сведениях о церквах и приходах Гдовского уезда, составленных крестьянином Выскатской волости Ефимом Андреевым по поручению члена комитета протоирея Ивана Гавриловича Покровского в 1865 году” содержат немало интересных данных о далеком прошлом земель, ныне входящих в состав МО Черновского сельского поселения: “Погост Чёрный находился в северной части Гдовского уезда, при речке Чёрной и деревне того же названия… окружён со всех сторон лесами, мхами и болотами; имеет сообщение с погостом Сижно, в 12 верстах к полудню, и с погостом Поля, в 15 верстах к юго-западу. По соображениям местных обстоятельств и по преданиям, храм построен в половине 18-го столетия. Народное предание говорит, что два помещика, имевшие тяжбу о земле, не желая уступать друг другу прав на оную, решились на спорной земле построить церковь и предоставит ей владеть оною. Один из споривших был Елагин, старинный владетель поместьев в этом крае, но так как спор был о земле, по тому же преданию, был с Корсаковым, то это происходило уже не раньше 1710 года. Елагиным же построена придельная церковь святого Николая Чудотворца, около 1754 года или немного раньше. Черновский приход, будучи пограничным с древней Ингерманландией, имеет в своих пределах местности, ознаменованные историческими событиями. Так, речка Пята (в 12-ти верстах от Черного), начинающаяся из погоста Ложголова, из озерка Пятского, проходящая среди необозримых мхов и болот к северо-западу и впадающая в Плюсу, в 7-ми верстах от Нарвы, составляла до времён Петра Великого, границу владений Московского государства со Шведским, и теперь отделяет северную часть Гдовского уезда от Ямбургского… Близ впадения Плюсы в Нарову, где теперь граница и казённый перевоз через Плюсу, на гдовской большой дороге, бывали прежние рубежи Московского государства со Шведским. Это урочище на устье Плюсы, место тесное и болотистое, конскими кормами бедное, и во всем невыгодное … оживлено было съездом уполномоченных со стороны русских и шведов: Князем Лобановым и дворянином Татищевым с (грозным) Делагардием. В Шелонской пятине, на реке Плюсе, заключён договор, по которому Ивангород, Яма и Копорье уступлены были шведам и река Пята назначена была рубежом между враждующих держав… Здесь же боярином князем Федором Шестуновым и думным дворянином Игнатием Татищевым перемирие со шведами было возобновлено: со стороны шведов были тогда знатные сановники Класс-Тонин и Понтус-де-ла-Гардий, с многочисленною свитою. Во время переговоров, надменный Делагардий, переправляясь со всею свитою через Нарову, утонул в ней в ноябре месяце… В 7-ми верстах от этой границы, к полудню, после поражения русских шведами, Борис Петрович Шереметьев, остановившись со своею конницею в селении Низах, охранял границы от вторжения неприятеля в приделы России. Низы, по преданию, древнее значительное поселение земли Новгородской, при реке Плюссе. В смутное и военное время 16 и 17 века жители отсюда разбежались и поселились в дремучих лесах, по верховьям Чёрной речки, где теперь погост деревня Чёрное. Во время военных действий Петра Великого со шведами, войска русские с неутомимыми усилиями, пролагали себе пути через места непроходимые. Следы этих трудов видны доселе и известны под именем шереметьевской дороги. Одна из них шла от села Пятницы, близ Ямбурга, к юго-западу за реку Нарову, к речке Пяте, где был питейный дом; отсюда дорога шла к казённой даче Сомерской волости, на суходоле, где встречалась с ложголовской шереметьевской дорогой, идущей от Сомры к Ямбургу. Место это известно и теперь под именем “Сухрестья” и “Шереметьевских крестов”. Отсюда дорога шла мимо старинной деревни, где было “Васильево сиженье”, или военный пост, отсюда дорога проходила через теперешний погост Чёрный и, мимо деревни “Боровни”, на погост Никольский (“в Полях”), и через Плюсу на “Печурки”, к Ольгину кресту, или “к Николе на Нарове”, по берегу Наровы до деревни “Дюк-Переволок”, где была переправа через реку Нарову в Эстляндию. Дорога проходила через места пустынные, через болота и мхи; по ней перестали ездить лет 100 тому назад, по причине открывшихся в стране разбоев. Народный сказания передают нам, что по дороге из Наровы через Печурки, в древние времена, проходила “Литва”, людей и крестьян жгла, мучила и била на смерть, разоряла и грабила церкви и селения; а в шведскую войну, от Новгорода прошло по ней 40000 войска за Нарову, к Ямбургу и к Нарве. В 5-ти версах к северу-востоку от Чёрного погоста, при деревне “Монастырёк”, есть древнее кладбище. Вросшие в землю древнейшие каменные кресты, с изображением на низ других семиконечных крестов, осенены вековыми соснами… Могилы здесь выкладены камнями, головами к полудню; в земле - признаки церковного фундамента в малых размерах. Предание говорит, что здесь, в древние времена, был небольшой монастырь, впоследствии разорённый неприятелем, и носятся сказания о сокрытом на кладбище церковном кладе и о похождении в здешних краях некоего пророка святого Ильи. В память его, жители Монастырька, по древнему завещанию, чтут одно ближнее место, собираясь туда два раза в год: в день святого Ильи и в Воздвижение. Место это известно под названием “крестов”, но ни крестов, ни часовни на нём не существует. Верится мне, что не инок ли это Илия, посланный новгородским архиепископом Макарием, в 1534 году в Шелонскую и Вотскую пятины… Прямо на полдень от Монастырька, в 2-х вестах, и в 3-х верстах от Чёрного к северо-востоку, на правом берегу реки Площанки, впадающей в Чёрную, у деревни Вороновой, при шереметьевской дороге, была, в прежние времена, большая деревня, ныне разорённая, известная по генеральному плану под названием: “деревня Плоская-Буб-ква-Васильево сиженье”, принадлежавшая бывшему в здешнем крае старинному помещику Елагину. Елагины были владетелями почти всех поместий в Гдовском уезде, к северной части. В Синоднике Рудненской церкви записаны Елагины: отец Сожженный, а сын – убитый, но кем неизвестно. Последний из Елагиных, любимец императрицы Марии Федоровны, умер в заточении в своем поместьи, Гдовского уезда, в селе Колодьях, Карпивенского прихода. Название деревни “Васильево сиженье” объясняется следующим образом: “Царь Иоанн Васильевич Грозный, в 1583 году, для обережения границы со стороны Лифляндии, послал князя Федора Васильевича Елецкого, с 2000 человек детей боярских и с многочисленными служивыми и вольными людьми. Из сих лиц, посаженных на разных погостах в “засадах”, образовались впоследствии многие помещики. Князья Елецкие, в виде оклада, получили земли в Вотской и Шелонской пятинах. Вероятно кто-либо - Василий Елагин тогда занимал свой пост при деревне Плоской, но по наречию своих жителей “Буб-ква”, и, от занимаемого Василием поста, известного под прибавочным названием “Васильево сиженье”, подобно, тому как некто Яков Нагин занимал в Сиженском приходе свой пост - “Большое Сижно”, известный под названием Нагинщины. Хвостов занимал “Малую Сижну”, где теперь погост Сижно. Яков Нагин был при Петре Великом фискалом в городе Гдове, а предок его был убит, во время посковского мятежа в 1650 году. Фамилия Хвостовых, кажется прежде называвшаяся Горихвостовы, прославилась построением церквей в Сижно, Вейне и Прибужи. На красивом берегу Площанки существует старинное кладбище, со множеством каменных крестов, камней и, должно быть, надгробных плит. Из 25-ти каменных крестов три древнейшие, очень велики и имеют изображение семиконечного креста; другие не так древни и сделаны из нарвского цоколя; на них четырёхконечных крест”. О наличии дороги в начале XIX века сохранились записи в дневнике графа П. П. Коновницына, который ехал из своего имения Кярово в Петербург через Монстырек - Вельи Горы - Горелово на Ямбург. О прямой дороге Гдов - Добручи - Гостицы - Низы сохранилась запись псковского воеводы, согласно которой, он, в 1657 году, по сухопутной дороге доехал до Низов, а дальше, по Плюссе, на лодке. Для сокращения пути на Ямбург, которая делает крюк, огибая Нарвское водохранилище (а в старину - Пятское болото) в годы Северной войны была проложена дорога от деревни Монастырёк на Яму прямо по болоту. Следы бревенчатых настилов сохранились до наших дней. Такой же участок прямой дороги был от деревни Казино на деревню Родину и Тифинку. Эти дороги остались в народной памяти как “шереметьевские дороги”. Многие годы деревня Монастырёк принадлежала Дондукову-Корсакову, а от него перешла к А. Головиной, жене капитана, жившей в Ивангороде. В книге “Описание Санктпетербургской губернии по уездам и станам” (СПб. 1838 год. Страница 37) приведен список деревень 1 стана Гдовского уезда Санкт-Петербургской губернии: "Воронова, 45 мужчин, 42 женщины, господ Клингенберховых, Лисенкова и Философова; Монастырёк, 67 мужчин, 74 женщины, Г-жи Аглаи Голавинной; Плоско, 119 мужчин, 132 женщины и Медвешка, 50 мужчин и 57 женщин - господ Штакельберга, Лисенкова и Клингенберховых; Деревни князя Михаила Дондукова-Корсакова: Ущерпо - 60 мужчин, 67 женщин; Низы - 53 мужчины, 78 женщин; Кривая Лука - 37 мужчин, 52 женщины; Тифинка - 51 мужчина, 56 женщин; Боровня 1-я - 19 мужчин, 25 женщин; Чёрная - 88 мужчин, 89 женщин - при ней церковь двухпрестольная каменная во имя Святыя живоначальныя Троицы и Николая Чудотворца; Боровня - 37 мужчин, 36 женщин, Г. Мейер; Сухое - 33 мужчины, 33 женщины, Г. Поршнякова, наследникам; Родины - 29 мужчин, 37 женщин, Г. Мейер (деревня Родина, снята с учёта 16 декабря 1985 г)”. В книге “Алфавитный список селений по уездам и станам Санкт-Петербургской губернии, оставленный при губернском статистическом комитете” (СПб. 1856 год. Cтраницы 45-59) приведены следующие сведения о селениях, входивших тогда в 1-й стан Гдовского уезда Санкт-Петербургской губернии: "Тифинка, князя Дондукова-Корсакова, 16 дворов, 60 душ; Кривая Лука, князя Дондукова-Корсакова, 11 дворов, душ-53; Монастырёк, госпожи Головиной, 20 дворов, 86 душ; Воронова, барона и баронессы Штакельберг, 6 дворов, 34 души; Боровня 1-я, Боровня 2-я – князя Дондукова-Корсакова и Г. Майера - 18 дворов, душ-73; Ищево - госпожи Харламовой, 3 двора, 18 душ; Черна - князя Дондукова-Корсакова, 28 дворов, 96 душ; Сухонос барона и баронессы Штакельберг - 8 дворов, 26 душ”. Головина отдала Монастырек на откуп крестьянам, и они платили ей в год 500 рублей. После смерти А. Головиной, по её завещанию, жители деревни должны были стать свободными. Но нашёлся её дальний родственник Бландер, желавший чтобы деревня принадлежала ему. Возник спор между крестьянами деревни и Баландером. Крестьяне написали прошение Александру II, который рассмотрел его и подписал в пользу крестьян. Память о А. Головиной, давшей свободу, долго хранилась местными крестьянами. В "Памятной книжке Санкт-Петербургской губернии" за 1905 год (Страницы 85-86) приведены сведения о сельских обществах Выскатской волости Гдовского уезда: Вороновское сельское общество - Вороново, Медвежек, Сухонос; Черновское - Чёрное; Тихвинское - Боровня, Тихвинка; Песвицкое - Ищево, Песвицы; Монастырское - Монастырёк. В книге “Земля невская православная” (СПб. 2006 год. Страницы 106-107) приведены сведения о культовых постройках, некогда находившихся на территории Черновского сельского поселения: В деревне Черно - церковь Святого Николая Чудотворца, деревянная, построенная до 1585-1587 годов, с приделом Пресвятой Троицы. Разобрана или переосвящена. Другая церковь - Пресвятой Троицы (деревянная, построена до 1628-1629 годов с приделом Святого Николая (1754 год). В 1883-1886 годов была построена каменная церковь с приделами Воздвижения и Святого Николая. Не действовала с 1936 года. Закрыта в 1938 году. Разрушена в 1944 году. В деревне Монастырёк-Ильинский мужской монастырь, основанный около 1534 года и разрушенный в XVI веке шведами. Святого пророка Ильи деревянная церковь XVI века. Разрушена в смутное время. "В Кушельской Губе у реки Чёрной в Сиженском Клину (Клин, то есть место, заросшее глухим лесом) находилось Васильево Сиженье и погост Черной, с каменною церковью Святой Троицы и приделом Николая Чудотворца”. На “Карте Петроградской губернии”, составленной оценочным отделением Петроградского Губернского Земского Управления и изданной Петроградским Губернским Земством в 1916 году земли современного муниципального образования Черновское сельское поселение входили уже в состав Кольцовской волости Гдовского уезда. Волостное правление находилась в деревне Черно. Обозначены одноклассные церковно-приходские школы в деревнях Боровня, Вороново, Монастырёк, Вязовое. По данным Ленинградского областного архива в городе Выборге (ЛОГАВ) в 1917 году современная территория Черновского сельского поселения уже входила в состав Кольцовской волости Гдовского уезда Санкт-Петербургской губернии. В 1917-1918 годов из северной части Выскатской волости было решено образовать ещё одну новую волость с центром в Черново и назвать её в честь поэта русской деревни Алексея Васильевича Кольцова-Кольцовской. В архивных документах Отчёта Кольцовского волисполкома за подписью председателя М. Александрова и секретаря Д. Хапаева от 17 октября 1918 года сказано, что Волисполком избран 18 апреля 1918 года, а переизбран 16 июня того же года. Членов волостного совета - 26 членов, исполкома-7, сочувствующих большевикам. Организовывались комитеты бедноты – в деревне Боровня (27 октября 1918 года – 3 человека), в деревне Кривая Лука (11 октября 1918 года - 3 человека), в деревне Медвежок (15 августа 1918 года - 3 человека), в деревне Монсстырек (14 августа - 32 человека), в деревне Низы (8 декабря 1918 года - 3 человека), в деревне Сухонос (1 декабря 1918 годов в составе всего сельского общества). В годы Гражданской войны волость была занята белогвардейскими частями Родзянко. Были схвачены и казнены в Ямбурге председатель ВИК Гудов М. М., члены комитета: Савин К. Ф., Кононов Г., Фокин С. Осенью 1919 года волость была освобождена от белогвардейцев. После подписания мирного договора через волость в 15 километрах от деревни Монстырёк прошла государственная граница с Эстонией, которая отделила от волости деревни Низы и Усть-Черно. По мирному договору с Эстонией от 2 февраля 1920 года небольшая часть РСФСР отошла к Эстонской буржуазной республике, в том числе от Гдовского уезда отошли: Скарятинская волость полностью; деревни Усть-Черна, Марьино, Низы Кольцовской волости и деревни Втроя, Скамья Вяжищенской волости. В 1920 году в деревнях Монастырек и Черно были созданы комсомольские организации. Действовала изба-читальня. В том же году земельный отдел Волисполкома возглавил Пименов М. И., заслуги которого были признаны жителями края, избравшего его депутатом Верховного Совета СССР. Согласно постановления Малого Президиума Петрогубисполкома от 22 марта 1922 года Кольцовская волость была присоединена к Выскатской. Территория поселения вошла в состав трех созданных сельсоветов Выскатской волости: Черновского (деревни Медвежек, Черно, Вороново), Тихвинского (деревни Боровня Большая и Малая Тихвинка) и Монастырского (деревня Монастырек). Последние два сельсовета просуществовали до февраля 1924 года, когда деревня Монастырек вошла в состав Черновского сельсовета, а деревни Тихвинка и Боровня Большая и Малая - в состав Боровенского сельсовета. С 1922 года Черновский сельсовет возглавил М. И. Пименов, уроженец деревни Монастырёк. 1 августа 1927 года ликвидируются волости, была создана Ленинградская область, а в её составе Рудненский район. В 1928 году все населённые пункты современного Черновского сельского поселения вошли в состав Черновского сельсовета Кингисеппского района Ленинградской области. В 1929 году деревне Монастырёк был создан колхоз “Восход”, просуществовавший три месяца. В декабре 1930 года организуется товарищество по совместной обработке земли - ТОЗ, в который вошло 21 единоличное хозяйство, а также сельхозартель “Восход”, в которую вошли 20 хозяйств. В марте 1933 года был воссоздан колхоз “Восход”, который возглавил П. Харитонов. В колхозе насчитывалось 2 трактора. В 1941 году был создан Сланцевский район Ленинградской области, в составе которого населённые пункты Черновского сельского поселения находятся и поныне (за исключением периода 1963-1965 годов, когда они входили в состав Кингисеппского района Ленинградской области). В годы Великой Отечественной войны действовал партизанский отряд, который сперва возглавлял Пименов М. И., а затем, после его контузии и направления на лечение - Прохоров В. М. С 26 июля 1941 по 2 февраля 1944 год Монстырёк был оккупирован немецкими войсками. С августа по октябрь 1942 года отряд Прохорова действовал на дороге Боровня-Черно-Монастырёк. В августе совместно с бойцами 191 дивизии был разгромлен немецкий сапёрный батальон. В советское время появились посёлок лесозаготовителей Черновское, базы рыбаков и охотников Романовка и Кривая Лука. Памятником годам Великой Отечественной войны является деревня Черновское, первые дома которой были построены в 1944 году для штаба командующего Ленинградским фронтом Л. А. Говорова. Отсюда шло руководство боями в районе реки Нарвы с февраля по июль 1944 года. После окончания войны в построенных домах разместился Кингисеппский леспромхоз, на базе которого посёлок стал отстраиваться. Деревня Черновское -бывший Черновский лесопункт - с 1949 года, до этого (с 1944 года) посёлок Красный. Символы герба означают многие важные исторические события, связанные с Черновским сельским поселением. Здесь проходила граница с Ливонским орденом, осуществлявшим разорительные набеги на русские земли. В XV-XVI веках земли Кушелской губы были в эпицентре войн с Ливонией, когда Россия боролась за выход к Балтийскому морю. В XVII веке в период Смутного времени край испытывал многие нашествия и разорения - здесь разбойничали шведские захватчики. В XVI веке здесь был организован военно-сторожевой пост - “Васильево сиженье” Василия Елагина. 5 ноября 1585 года, возвращаясь с очередного съезда с русскими представителями близ устья Плюссы, утонул в реке Нарова вместе с 18 своими спутниками шведский военный и государственный деятель основатель шведского дворянского рода Делагарди Понтус Делагарди (Puntus De la Gardie). В 1700 году через земли поселения прошла т.н. “Шереметьевская дорога” на Нарву. Уже в годы Великой Отечественной войны, в 1944 году, был создан штаб командующего Ленинградским фронтом Л. А. Говорова. Так возник посёлок Красный - ныне деревня Черновское. Ныне на территории муниципального образования расположены карьеры сланцевского цементного производства “Цесла”, ферма КРС ЗАО “Родина”, работает фирма по заготовке древесины ОАО “Ямбург-лесотерминал” и ООО “Логос”. В деревне Черновское действуют дом культуры, сельская библиотека, почтовое отделение. Чернь, серебро и золотой дракон, изрыгающий пламя напоминание о многочисленных угрозах, исходивших русским землям со стороны Ливонского ордена, шведов и т.д. Золотая сторожевая башня, орёл и рука, сжимающая меч - оборона русских земель. Символизирует также истоки возникновения деревни Черновское (бывший посёлок Красный) - в 1944 году здесь располагался командный пункт Говорова, в связи с чем и появился новый населённый пункт. С другой стороны, Чернь (чёрный) - символ благоразумия, мудрости, скромности, честности, вечности и древности бытия. Олицетворяет топонимы деревень: Черновское, Монастырёк, Вороново, ручей Монастырской, речки Черновка и Чёрная. Червлень (красный) – право, мужество, самоотверженность, любовь, храбрость, неустрашимость. Символ труда, жизнеутверждающей силы, праздника, красоты, солнца и тепла. В древнерусской традиции - красный - “красивый”. Цвет пролитой крови героев. Напоминание о первом названии деревни Черновское - посёлок Красный. Золото - символ божественного сияния, благодати, прочности, величия, солнечного света. Символизирует также могущество, силу, постоянство, знатность, справедливость, верность. Серебро - чистота помыслов, искренность, правдивость, невинность, благородство, откровенность, непорочность, надежда.
Источники. Официальный сайт муниципального образования "Сланцевский муниципальный район, 2011 год.