ПРОЕКТ ГЕРАЛЬДИКА РОССИЯ (РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ) ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ НОВО-ЛЕНИНО Не найден файл ПроГер/ProHer.files/fon_blazon_right.gif

Не найден файл ПроГер/ProHer_r2.files/novo-lenino_rf1.gif
  Современный герб Не найден файл ПроГер/ProHer.files/fon_blazon_right.gif

Дата принятия: Герб муниципального образования "Ново-Ленино" утверждён решением думы муниципального образования "Ново-Ленино" от 08.10.2024 года №45.
В Государственный геральдический регистр России внесён под №15091.
Описание: «В лазоревом поле, с серебряной выщербленной оконечностью, – три золотых коновязи (сэргэ; одна подле другой), стоящие на зелёной земле между двух золотых (и уходящих каждая за ближайший край щита) гор и сопровождаемые вверху двумя сообращённо летящими косвенно вниз золотыми орлами; при этом во главе - выходящее сверху золотое солнце (без лица) с прямыми расширяющимися лучами».
Для обозначения административного статуса муниципального образования (сельского поселения) герб может воспроизводиться с муниципальной геральдической короной, соответствующей статусу муниципального образования - сельское поселение (согласно «Методическим рекомендациями по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований» [раздел 2, глава VIII, пункты 45, 46], утверждённым геральдическим советом при президенте России 28.06.2006). Герб может воспроизводиться как в виде гербового щита без муниципальной короны, так и в виде гербового щита с муниципальной короной. Обе версии герба равноправны и имеют одинаковый статус.
Обоснование символики: Герб языком аллегорий символизирует исторические, экономические природные и иные особенности муниципального образования «Ново-Ленино», административным центром которого является одноимённое село Ново-Ленино; также в состав муниципального образования входит деревня Хайга. Изображение в гербе орлов (на бурятском языке «бургэд») связано с общераспространёнными преданиями у бурятских родов - имеется много мифов, где орёл описывается в качестве посланника небесных божеств. У булагатов (рода западных бурят, к которому преимущественно относятся коренные жители мунципального образования «Ново-Ленино») существует культ орла - считается что орёл был первым шаманом и кузнецом. Орёл выступает в гербе как тотемный символ шаманизма (тэнгэрианства), а также символизирует духовное начало, мудрость, олицетворение учения. По воле Вечного Синего Неба орёл принёс людям в наш мир духовность, учение. Издревле предки бурят почитали орла как учителя и как соединителя духовного начала со срединным земным миром. В орла перевоплощается Хан Шубуун Ноён Баабай, сын хозяина Ольхона hотон Ноён Баабай. На крупных тайлганах (обрядах) появление в небе орла (орлов) - знак благосклонности божеств. Коновязи («сэргэ») - ритуальные столбу у бурят. Сэргэ - это знак, определяющий родовое место, т.е. своеобразная метка, указывающая, что у земли есть хозяин. В старину сэргэ ставили у каждой юрты: коновязь символизировала, что семья живет и процветает, а род продолжается. Сэргэ нельзя было разрушать до того, как оно придет в негодность. Уничтожить его можно было лишь после того, как род прервался. Коновязь в былые века имела огромное значение для кочевых народов, жизнь которых была связана с лошадьми (а буряты коней почитали особенно), поэтому у бурят существовал культ сэргэ, также культ встречается и у других родственных народов. Также считается, что коновязь объединяет три мира, которым соответствуют три вырезанные на коновязи (столбе) горизонтальные канавки. Верхняя предназначалась для привязывания коней божеств, средняя - для лошадей людей, а нижняя - для скакунов подземного мира. Кочевые народы старались обустроить сэргэ как можно красивее, ведь это означало глубокое уважение к лошадям своих гостей. Если у юрты не было коновязи, путники могли пройти мимо, а хозяева двора - прослыть негостеприимными. Обычно в жизни бурята было три коновязи. Первое появлялось при его рождении. Второе - после женитьбы: молодым ставили новую юрту, а сэргэ устанавливали с правой, мужской стороны дома. Оно символизировало зажжённый очаг новой семьи. Третью коновязь сооружали потомки уже после смерти главы семейства. Коновязи символизируют в гербе также как традиционную историческую, так и современную основу хозяйства муниципального образовании - животноводство. Волнообразная оконечность герба символизирует то, что большую часть территории муниципального образования «Ново-Ленино» составляет протяженная береговая зона - побережье залива Обуса Братского водохранилища. В 1961 году в связи со строительством Братской ГЭС часть земель в долине реки Обусы попала под затопление водами Братского водохранилища. Первоначально село Ново-Ленино носило название Усть-Хайга - по названию речки Хайга, в устье которой село и возникло. Точных сведений о происхождении названия Хайга не сохранилось, но по одному из предположений оно восходит к тюркскому слову «хай» и переводится на русский язык как «скала», что подтверждает и то, что деревня Хайга располагается у подножия горы (скалы) «Хайгай хушуун» (в переводе с бурятского – «Хайгинский выступ»). Две золотые горы в гербе символизируют как особенности холмистого рельефа местности (т.е. сопки по берегам залива Обуса), так и то, что наиболее значимые сопки у бурят исторически считаются священными. Солнце в геральдике - символ света, добра, наступления лучших времён, изобилия, также олицетворяет надежду, новый день (период) и новую жизнь. Муниципальная корона, увенчивающая гербовый щит, обозначает и символизирует в гербе статус муниципального образования - как сельского поселения. Применённые в гербе цвета обозначают:
- Золото (жёлтый цвет) является символом стабильности, энергии, высшей ценности и духовного богатства.
- Серебро (белый) - символ чистоты, открытости, божественной мудрости, примирения, а также символ зимы и снега.
- Голубой, синий цвет (лазурь) - символ великодушия, возвышенных устремлений, честности, искренности, верности, добродетели и безупречности, а также цвет неба и водных объектов.
- Зелёный цвет (зелень) означает весну, здоровье, молодость и надежду, а также символизирует природу, окружающие леса.
Авторская группа:
идея, художник: Е. Гергенова (с. Ново-Ленино);
геральдическая доработка: Ю. Росич (г. Москва);
обоснование символики: сотрудники администрации муниципального образования "Ново-Ленино", Ю. Росич (г.  Москва);
графический дизайн: А. Карпова (г. Барнаул).
Источники.