Дата принятия: Герб муниципального образования "Ново-Ленино" утверждён
решением думы муниципального образования "Ново-Ленино" от 08.10.2024 года №45.
В Государственный геральдический регистр России внесён под №15091.
Описание: «В лазоревом поле, с серебряной
выщербленной оконечностью, – три золотых коновязи (сэргэ; одна подле другой),
стоящие на зелёной земле между двух золотых (и уходящих каждая за ближайший
край щита) гор и сопровождаемые вверху двумя сообращённо летящими косвенно вниз
золотыми орлами; при этом во главе - выходящее сверху золотое солнце (без лица)
с прямыми расширяющимися лучами».
Для обозначения административного статуса муниципального образования (сельского
поселения) герб может воспроизводиться с муниципальной геральдической короной,
соответствующей статусу муниципального образования - сельское поселение (согласно
«Методическим рекомендациями по разработке и использованию официальных символов
муниципальных образований» [раздел 2, глава VIII, пункты 45, 46], утверждённым
геральдическим советом при президенте России 28.06.2006). Герб может
воспроизводиться как в виде гербового щита без муниципальной короны, так и в
виде гербового щита с муниципальной короной. Обе версии герба равноправны и
имеют одинаковый статус.
Обоснование символики: Герб языком аллегорий символизирует исторические,
экономические природные и иные особенности муниципального образования
«Ново-Ленино», административным центром которого является одноимённое село
Ново-Ленино; также в состав муниципального образования входит деревня Хайга.
Изображение в гербе орлов (на бурятском языке «бургэд») связано с
общераспространёнными преданиями у бурятских родов - имеется много мифов, где
орёл описывается в качестве посланника небесных божеств. У булагатов (рода
западных бурят, к которому преимущественно относятся коренные жители
мунципального образования «Ново-Ленино») существует культ орла - считается что
орёл был первым шаманом и кузнецом. Орёл выступает в гербе как тотемный символ
шаманизма (тэнгэрианства), а также символизирует духовное начало, мудрость,
олицетворение учения. По воле Вечного Синего Неба орёл принёс людям в наш мир
духовность, учение. Издревле предки бурят почитали орла как учителя и как
соединителя духовного начала со срединным земным миром. В орла перевоплощается
Хан Шубуун Ноён Баабай, сын хозяина Ольхона hотон Ноён Баабай. На крупных
тайлганах (обрядах) появление в небе орла (орлов) - знак благосклонности
божеств. Коновязи («сэргэ») - ритуальные столбу у бурят. Сэргэ - это знак,
определяющий родовое место, т.е. своеобразная метка, указывающая, что у земли
есть хозяин. В старину сэргэ ставили у каждой юрты: коновязь символизировала,
что семья живет и процветает, а род продолжается. Сэргэ нельзя было разрушать
до того, как оно придет в негодность. Уничтожить его можно было лишь после
того, как род прервался. Коновязь в былые века имела огромное значение для
кочевых народов, жизнь которых была связана с лошадьми (а буряты коней
почитали особенно), поэтому у бурят существовал культ сэргэ, также культ
встречается и у других родственных народов. Также считается, что коновязь
объединяет три мира, которым соответствуют три вырезанные на коновязи
(столбе) горизонтальные канавки. Верхняя предназначалась для привязывания
коней божеств, средняя - для лошадей людей, а нижняя - для скакунов
подземного мира. Кочевые народы старались обустроить сэргэ как можно
красивее, ведь это означало глубокое уважение к лошадям своих гостей. Если
у юрты не было коновязи, путники могли пройти мимо, а хозяева двора -
прослыть негостеприимными. Обычно в жизни бурята было три коновязи. Первое
появлялось при его рождении. Второе - после женитьбы: молодым ставили новую
юрту, а сэргэ устанавливали с правой, мужской стороны дома. Оно
символизировало зажжённый очаг новой семьи. Третью коновязь сооружали
потомки уже после смерти главы семейства. Коновязи символизируют в гербе
также как традиционную историческую, так и современную основу хозяйства
муниципального образовании - животноводство. Волнообразная оконечность
герба символизирует то, что большую часть территории муниципального
образования «Ново-Ленино» составляет протяженная береговая зона - побережье
залива Обуса Братского водохранилища. В 1961 году в связи со строительством
Братской ГЭС часть земель в долине реки Обусы попала под затопление водами
Братского водохранилища. Первоначально село Ново-Ленино носило название
Усть-Хайга - по названию речки Хайга, в устье которой село и возникло.
Точных сведений о происхождении названия Хайга не сохранилось, но по одному
из предположений оно восходит к тюркскому слову «хай» и переводится на
русский язык как «скала», что подтверждает и то, что деревня Хайга
располагается у подножия горы (скалы) «Хайгай хушуун» (в переводе с
бурятского – «Хайгинский выступ»). Две золотые горы в гербе символизируют
как особенности холмистого рельефа местности (т.е. сопки по берегам залива
Обуса), так и то, что наиболее значимые сопки у бурят исторически
считаются священными. Солнце в геральдике - символ света, добра,
наступления лучших времён, изобилия, также олицетворяет надежду, новый
день (период) и новую жизнь. Муниципальная корона, увенчивающая гербовый
щит, обозначает и символизирует в гербе статус муниципального образования
- как сельского поселения. Применённые в гербе цвета обозначают:
- Золото (жёлтый цвет) является символом стабильности, энергии,
высшей ценности и духовного богатства.
- Серебро (белый) - символ чистоты, открытости, божественной мудрости,
примирения, а также символ зимы и снега.
- Голубой, синий цвет (лазурь) - символ великодушия, возвышенных
устремлений, честности, искренности, верности, добродетели и безупречности,
а также цвет неба и водных объектов.
- Зелёный цвет (зелень) означает весну, здоровье, молодость и надежду,
а также символизирует природу, окружающие леса.
Авторская группа:
идея, художник: Е. Гергенова (с. Ново-Ленино);
геральдическая доработка: Ю. Росич (г. Москва);
обоснование символики: сотрудники администрации муниципального образования
"Ново-Ленино", Ю. Росич (г. Москва);
графический дизайн: А. Карпова (г. Барнаул).
Источники.
|