Не найден файл ПроГер/ProHer.files/fon_blazon_left.gif ПРОЕКТ ГЕРАЛЬДИКА РОССИЯ (РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ) РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ ТАРБАГАТАЙСКИЙ РАЙОН Не найден файл ПроГер/ProHer.files/fon_blazon_right.gif

Не найден файл ПроГер/RF_Rossia/Buryatiya_Reg/Files/tarbagataiski_c_rf4.gif
Не найден файл ПроГер/ProHer.files/fon_blazon_left.gif Современный герб Не найден файл ПроГер/ProHer.files/fon_blazon_right.gif

Дата принятия: Утверждён решением совета депутатов муниципального образования «Тарбагатайский район» от 26 апреля 2021 года №137.
В Государственный геральдический регистр России внесён под №13536.
Описание: «В лазоревом поле на зелёной земле – два золотых сообращённо сидящих на задних лапах сурка, поддерживающих между собой золотой сноп, перевязанный тремя лентами: вверху - серебряной широкой, украшенной червленью в виде соприкасающихся двойных веретён, причём среднее веретено видно полностью, а боковые частично, а внизу узкими, зелёной и червлёной».
Для обозначения административного статуса герб Тарбагатайского района может воспроизводиться с короной, соответствующей статусу муниципального образования. Корона воспроизводится согласно «Методическими рекомендациям по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований» (раздел 2, глава VIII, пункты 45, 46), утверждённым геральдическим советом при президенте России 28.06.2006 года.
Обоснование символики: Герб Тарбагатайского района языком символов и аллегорий отражает его природные, географические и национальные особенности. Герб разработан на основе герба Тарбагатайского района, утверждённого решением совета депутатов муниципального образования "Тарбагатайский район" от 27 ноября 2006 года №197. История освоения земель Тарбагатайского района напрямую связана с переселением сюда многих староверческих семей, гонимых из центральной России. Первоначально, в конце XVII века «семейские» староверы переселились в Польшу и Заднепровье (Смоленские земли) и лишь во времена правления Екатерины Великой и далее оказались в Забайкалье. Будучи исконными земледельцами, они обладали такими чертами, как предприимчивость, трудолюбие, были отличными общинниками. Насильственно приведенные люди, владея большим сельскохозяйственным опытом и поразительным трудолюбием, уже через некоторое время заслужили признание. «Они и камень сделали плодородным», - говорил о них иркутский губернатор Трескин. Самобытна и культура семейских Забайкалья. В ряду сибирских поселений живописные семейские села имеют особый «лик», узнаваемый даже неискушённым наблюдателем. Их всегда отличала неистребимая потребность в красоте, выраженной в яркости и многообразии красок. Русский поэт А. Н. Некрасов писал о Тарбагатае в поэме «Дедушка»:
 
…Ну уж зато и народ!
Взросшие в нравах суровых,
Сами творят они суд,
Рекрутов ставят здоровых,
Трезво и честно живут,
Подати платят до срока,
Только ты им не мешай. —
«Где ж та деревня?» — Далёко,
Имя ей «Тарбагатай»,
Страшная глушь, за Байкалом…

 
Название Тарбагатайского района связано с названием распространённого в Бурятии степного зверька – сурка (по-бурятски – тарбаган). Эти исторические и топонимические особенности района легли в его герб. Символика герба многозначна:
- сноп – символизирует развитое сельское хозяйство района, его тружеников, добивающихся в нелегких условиях больших урожаев;
- сурки – гласный символ названия района по его административному центру села Тарбагатай;
- цветные ленты, перевязывающие сноп – символ старообрядцев, составляющих значительную часть населения района. Об этом же символизирует и узор на серебряной (белой) ленте.
Лазурь (синий цвет) – символ возвышенных устремлений, искренности, преданности, возрождения. Золото (жёлтый цвет) – символ степей Тарбагатайского района, символ урожая, богатства, стабильности, уважения. Червлень (красный цвет) – символ труда, мужества, жизнеутверждающей силы, красоты и праздника. Серебро (белый цвет) – символ чистоты, открытости, божественной мудрости, примирения. Зелёный цвет символизирует весну, здоровье, природу, молодость и надежду.
Авторская группа:
идея: Орлов Михаил Валерьевич (Тарбагатайский район);
геральдическая доработка: Константин Мочёнов (г. Химки);
художник и компьютерный дизайн: Анна Гарсия (г. Москва);
обоснование символики: Вячеслав Мишин (г. Химки).
Источники.