Дата принятия: Утверждён решением земского собрания Русскохаланского
сельского поселения от 12 марта 2019 года №12/42.
В Государственный геральдический регистр России внесён под №12253.
Описание: "В четверочастном золотом, лазоревом, червлёном и серебряном
поле под чёрной вырезанной главой, образующей вершину тройной горы - звезда о
восьми лучах, в металле - червлёная, в финифти - золотая, обременённая золотым
безантом и сопровожденная в червлени двумя золотыми пчёлами в перевязь (каждая
пчела - сообразно щиту), а в серебре - червлёным горшком, накрытым лазоревой
тканью и перевязанным червленью".
Обоснование символики: В гербе Русскохаланского сельского поселения
применяются символы из изображения на стеле при въезде в город и эмблемы
культурного бренда поселения. История административного центра современного
сельского поселения уходит корнями вглубь веков. В 1615 году дьяк из Разрядного
приказа, по указанию царя Алексея Михайловича осматривавший местность, обнаружил
в устье реки Халань поселение. Состояло оно всего из трёх дворов, но уже
называлось Русская Халань. В переводе с татарского «халань» означает изобилие,
а чтобы указать на национальную принадлежность, поселенцы добавили слово
«Русская». Четырёхчастное деление поля герба - как в гербе рода Трубецких,
символизирует, что в пореформенный период во второй половине XIX века село
Русская Халань входило в состав вотчины князей Трубецких, которые, по данным
справочника «Вся Россия» (СПб, 1902 год), были самыми крупными землевладельцами
двух Оскольских уездов. Жители Русскохаланского сельского поселения знают и
чтут свои традиции, и соблюдают их и по сей день. Одним из любимых традиционных
блюд местной кухни является кутья - праздничное обрядовое угощение на Святки.
В январе 2016 года, когда широко и весело прошли святочные гулянья,
Русскохаланская кутья получила статус культурного бренда сельского поселения.
Кутья бывает постной (бедной) и скоромной (богатой, щедрой). По значительным
праздникам, на свадьбу, на крестины и рождение ребёнка, если они не приходились
на пост, готовили щедрую кутью, в которую клали много сливок, масла, молока,
мёда, мака, орехов и других «скоромных» добавок. Кутья - не просто блюдо на
праздничном столе, это сочетание религиозных обычаев и традиций русского
народа. В этой каше заложено пожелание себе и своей семье счастья и благополучия.
Каждый её ингредиент - сочетание символов и знаков: зерно - символ вечной жизни
и перерождения, маковые зёрна или ядра орехов - плодородие, богатство, щедрость
и достаток для всей семьи, мёд символизирует удовольствия и сладкую жизнь. В
гербе Русскохаланского сельского поселения пчёлы, как добытчики мёда, и крынка,
как традиционная русская глиняная посуда для молока, символизируют
Русскохаланскую кутью. Пчела - символ величайшего трудолюбия, заботы, бескорыстия.
Накрытая тканью крынка символизирует богатство и сельскохозяйственную продукцию
поселения. Звезда - символ, схожий с изображением на эмблеме культурного бренда
Русскохаланского сельского поселения, вместе с тем символ вечности и
устремленности вперёд, в будущее. Звезда с безантом (геральдическим шаром),
символом общности и единства, образуют солнце - символ совершенства, «круглого
года», круговорота сезонов как основы сельскохозяйственного уклада, что
подчёркивает особую роль сельского хозяйства в экономике поселения. Лазоревая
часть символизирует, что Русскохаланское сельское поселение расположено в месте
впадения реки Халань в главную в Чернянском районе реку Оскол. Чёрная вырезанная
глава символизирует принадлежность к Чернянскому району, где подобная глава
изображена в гербе района и в других сельских поселениях, создавая геральдическое
единство. Примененные в гербе цвета символизируют: золото (жёлтый цвет) - символ
высшей ценности, величия, богатства, урожая; серебро (белый цвет) - символ
чистоты, открытости, божественной мудрости, примирения; чёрный цвет - символ
мудрости, вечности и покоя; червлень (красный цвет) - символ храбрости, мужества,
неустрашимости, великодушия, любви, огня, теплоты и животворных сил; лазурь
(синий цвет) - символ возвышенных устремлений, искренности, преданности,
возрождения.
Авторская группа:
идея: Сизых Анатолий Павлович;
геральдическая доработка: Константин Мочёнов (г. Химки);
художник и компьютерный дизайн: Ольга Салова (г. Москва);
обоснование символики: Ольга Френкель (г. Москва).
Источники.
|