Город Тында является административным центром
Тындинского
района, но в его состав не входит.
Датировки и события приведены по сомнительной хронологии Скалигера-Петавиуса.
По одной из версий, название восходит к эвенкийскому «тэнда»,
корень которого «тэн» переводится как «ровный перевал», «лес на
ровном водоразделе», «берег террасовый», а производное «тэнди»
означает «береговой», «тэндэ» — место, где пасут оленей. По
архивным данным, в 1907-1908 годах на месте Тынды был образован
переселенческий участок Тындинский. Участок был спроектирован в
целях освоения Дальнего Востока и был рассчитан на 108
переселенцев мужского пола. Под застройку было отдано 6058
десятин. Однако участок тогда так и не был заселён. Про поселение
вспомнили уже в 1937 году, когда для освоения Дальнего Востока
потребовалась железнодорожная магистраль. Иначе было нельзя. Уже
1 ноября этого же года по ветке Бам-Тында отправился первый
паровоз. Вскоре поселение приобретает статус посёлка и становится
одним их крупнейших населенных пунктов на севере Амурской области.
Для дальневосточной глубинки сталинских лет это очень много.
Разрабатывался план по усовершенствованию посёлка, по плану в
1943 году посёлок должен был стать городом, а к 1951 году город
должен был стать областным центром. Великая Отечественная война
поменяла планы развития БАМа. Война не дала посёлку Тындинскому
стать городом и столицей Амурской области. Рельсы магистрали были
сняты и отправлены на фронт. Продовольствие в посёлок поступало
редко и только с Благовещенска. Посёлок Тындинский был вновь
забыт, вплоть до возобновления строительства БАМа. Впервые за
многие годы о посёлке вспомнили уже в середине 60-х, когда БАМ
вновь стал нужен. Уже после того, как магистраль стала подходить
к посёлку, посёлок был переименован и получил статус города. С
15 ноября 1975 года посёлок стал городом Тындой. Строительство
БАМа шло быстрыми темпами и уже в 1979 году первый поезд из Тынды
отправился в Москву, а в 1984 году по маршруту Тында-Москва
отправился скорый пассажирский поезд.
|