Дата принятия: Флаги Латвии 19 - начала 20 веков.
Пояснение: Историк П. Фальк в статье "Наши старые земельные цвета",
опубликованной 25 июля 1900 года в издававшейся на немецком языке в городе
Двинске (современный Даугавпилс) газете Duna-Zeitung (Falck P. Unsere
alten Landesfarben//Duna-Zeitung.- Nr. 165. - 25. Juli 1900), писал, что c
XVIII века цветами остзейского немецкого дворянства (рыцарства) Лифляндской
губернии являлись красный, зеленый и белый, Курляндской губернии - зелёный,
синий и белый, Эстляндской губернии - зеленый, чёрный и белый. В 1859 году
историк Отто фон Рутенберг в своей книге об истории Прибалтики впервые сослался
на описание в Ливонской рифмованной хронике XIII века знамени отряда ландвера
из орденского замка Венден, прибывшего в Ригу осенью 1279 года, - "которое было
красным, рассечённым белым" ("mit einer banier rot gevar, daz was mit wize durch
gesniten"). В феврале 1872 года абитуриент Я. Гринберг, готовя в библиотеке
Дерптского университета реферат по истории для латышского университетского
литературного кружка А. Кронвальда обратил внимание на сообщение о том,
что в Ливонской рифмованной хронике содержится описание знамени XIII века отряда
ландвера из Вендена. Согласно воспоминаниям ряда участников литературного кружка
после этого латышские студенты Дерптского университета начали использовать
красно-бело-красные цвета, но эти сообщения опровергаются воспоминаниями других
участников этого кружка и не имеют документального подтверждения. С большой
долей условности за использование красно-белых цветов можно принять белое
шелковое знамя-хоругвь с красной бархатной каймой, которое впервые появилось на
первом латышском певческом празднике "Лиго", проходившем с 26 до 29 июня 1873
года в городе Риге, в подготовке которого Латышским обществом Риги приняли
активное участие латышские студенты Дерптского университета, так или иначе
связанные с литературным кружком А. Кронвальда, на которых была возложена
охрана общественного порядка во время праздника. В качестве знака различия у
них на груди были красно-белые ленточки. Вплоть до пятого певческого праздника
в 1910 году в оформлении певческих праздников использовались бело-сине-красные
цвета флага России, а также цвета рыцарства (дворянства) Курляндии (зелёный,
синий и белый) и Лифляндии (красный, зелёный и белый). Для созданного в 1881
году братства латышских студентов Дерптского университета "Fraternitas
Lettonica" (латинск. "Латышское братство") студенческой комиссией 30 января
1882 года были предложены три варианта его цветов: тёмно-синий, золотой и
белый; зелёный, синий и золотой; зелёный, синий и красный. На общем собрании
13 февраля 1882 года был выбран второй вариант (зелёный, синий и золотой). 14
мая 1882 года студенческое братство впервые использовало знамя (флаг)
зеленого, синего и золотого цветов в торжественном шествии у Дерптского
университета - этот день считается официальной датой основания братства
(позже, в 1918 году, часть латышских эмигрантов в Америке считала
зелено-сине-золотой флаг национальным латышским флагом). В 1870-х годах
латышский поэт Аусеклис (Микелис Крогземис, 1850-1879 годы), живший в городе
Санкт-Петербурге, считал, что национальный флаг латышей должен состоять из
двух равных вертикальных частей - белой и красной. В комментариях к изданному
в 1893 году переводу на латышский язык Ливонской рифмованной хроники этнограф
М. Силиньш отмечал, что "указание хроники на вид латышского флага
считаю малосущественным - это был только лишь присвоенный Ордену
отличительный знак" и предполагал, что если латышские протогосударства до
германской колонизации имели свои знамёна, то они должны были быть понятны
народу, и с учётом того, что различные латышские историко-этнографические
общности имеют различные орнаменты в одежде, предлагал в качестве
национального флага полотнище в виде клетчатой ткани в синем и зеленом
вариантах с учётом того, что в северных и западных частях Лифляндии в одежде
латышей доминируют тёмные краски - зеленые, коричневые, синие. Писатель
Линард Лайцен (1883-1938 годы) считал, что наиболее подходящим в качестве
латышского национального флага было бы янтарно-зеленое полотнище,
олицетворяющее богатство латышских земель янтарём и лесами. Первый
красно-бело-красный флаг был сшит из шёлка размером 47х102 см во втором
полугодии 1916 года в городе Вольмаре (современная Валмиера) по проекту
одного из самых активных популяризаторов латышских национальных
красно-бело-красных цветов педагога и журналиста Яниса Лапиньша (Janis Lapins),
его ученицей - учительницей приюта для беженцев Марианной Страумане (Marianna
Straumane), ставшей позже его женой. Этот флаг стал первым известным латышским
национальным флагом и его оригинал сохранился до наших дней. Хотя первоначально
было задумано, что белая полоса составит 1/4 часть ширины, флаг был сшит с
белой полосой в 1/5 ширины флага. Ярко-красно - бело - ярко-красный флаг
украсило нашитое жёлтое солнце с 12 лучами (изображение солнца с лучами -
символа латышской богини Лаймы, использовалось в созданном в 1915 году
художником Ансисом Цирулисом нагрудном знаке латышских стрелков и на знаменах
латышских стрелковых батальонов). Публично этот флаг был впервые вывешен
Я. Лапиньшем на доме Общества латышей в городе Вольмаре (Валмиере) 13
марта 1917 года во время съезда латышей Лифляндской губернии (летом 1917 года
семья Лапиньшей переехала в Казань, куда увезла с собой этот флаг. В годы
Второй мировой войны, когда Марианна Лапиньш (Страумане) с дочерью находилась
в Германии, свёрнутый флаг тайно хранился в их вещах. В апреле 1997 года года
Марианна Лапиньш и её дочь Лия Пога подарили этот флаг Цесисскому
историко-художественному музею). С весны 1917 года использование
красно-бело-красного флага получило широкое распространение. При этом
соотношение полос и оттенок красного цвета были различными и зависели от
имевшейся в наличии ткани. Так, до наших дней сохранился флаг Митавской
(Елгавской) сельскохозяйственной школы с датой "27.IV.17", использовавшийся
на манифестации латышей в городе Режице (современный Резекне). На сохранившейся
фотографии митинга 1 мая 1917 года на джутовой фабрике в городе Риге виден флаг
с равновеликими по ширине полосами. На фотографии военнослужащих Латышского
стрелкового резервного полка после митинга 1 мая 1917 года в городе Стренчи
(Валкский уезд Лифляндской губернии) виден флаг (знамя) с узкой белой полосой
(текст на котором гласит: "Mы идем отомстить за стоны предков и вести
неоконченные бои!"). На фотографии латышских делегатов съезда 5-ой армии в
городе Двинске (современный Даугавпилс) 17 мая 1917 года белая полоса на
знамени (флаге) несколько уже, чем красные полосы и дополнена символическим
изображением сердца и обращённого вниз меча, в отличие от солнца и меча на
знамёнах латышских стрелков (надпись на флаге - "Боже, благослави Латвию!").
Наряду с расширением практического применения красно-бело-красного флага,
среди латышских учёных и художников продолжалась начатая с начала XX века
дискуссия о том, каким должен быть латышский национальный флаг. При этом
основным направлением дискуссии был вопрос о том, как наиболее адекватно
отобразить на флаге описание венденского знамени из Ливонской рифмованной
хроники XIII века. Художник Я. Гросвалдс (1891-1920 годы), служивший с
1915 года прапорщиком в латышском стрелковом полку, предлагал флаг, состоящий
из трёх горизонтальных равновеликих полос - красной, белой и красной. Как
альтернативный вариант им предлагался флаг из белой, красной и белой
горизонтальных равновеликих полос. На страницах газеты "Lidums" свои
размышления "Латышские национальные цвета" опубликовал д-р Оскар Войт, впервые
предложивший использовать на флаге тёмно-красный цвет. В этом его поддержал в
своей брошюре "Латвийское государство" Л. Лайцен, выступавший в то время
за создание автономной Латвии в составе России. Так, Я. Сандерс и
филолог-фольклорист П. П. Шмидт (Петерис Шмитс, 1869-1938 годы),
живший в городе Владивостоке, считали, что описание знамени отряда ландвера из
Вендена в Ливонской рифмованной хронике может трактоваться не как одна, а как
несколько белых полос и предлагали разместить на красном полотнище две и три
белых горизонтальных полосы соответственно. В мае 1917 года на заседании
рижского Общества содействия искусствам художники А. Цирулис и В. Тонес
предложили использовать в качестве национального латышского национального флага
красное полотнище с узкой горизонтальной белой полосой. Их дополнительный проект
предусматривал размещение на флаге 4 белых звезд, как символа единства латышских
земель (Видземе, Курземе, Земгалии и Латгалии). Как вариант, предлагался также
проект не с прямой горизонтальной белой линией, а с изломанной. Как в случае с
прямой, так и в случае с ломаной узкой белой полосой, она должна была
символизировать реку Даугаву (Западную Двину). Ни в одном из проектов не был
использован тёмно-красный цвет. На заседании Общества эти проекты были
рекомендованы в качестве образца латышского национального флага. Созданный в
результате дискуссии художником Ансисом Цирулисом (1883-1942 годы) проект в 1918
году был использован на почтовых открытках фотографом Яном Рикстом (Jan Riekst)
и сделал флаг с соотношением полос 2:1:2 наиболее популярным в народе. Гораздо
позднее появились различные поэтизированные версии происхождения латвийского
флага. По одной из них ещё предки латышей земгалы имели флаги, окрашенные кровью
жертвенных животных и использовали их в борьбе с крестоносцами. Cогласно другой
версии летты смогли отбить у крестоносцев белый орденский флаг. Летты положили
на этот флаг своего раненого вождя, и полотнище было залито его кровью,
неокрашенной осталась только узкая полоска. Ещё одна легенда повествует о долгой
осаде латвийского замка эстонскими войсками, перед решающим сражением латыши
принесли в жертву барана, намочили в его крови рубаху и, подняв её на древко
копья, ринулись в атаку. В своей статье "Государственные символы независимой
Латвии" (НИЖ 11, 1992) В. Сапрыков писал, что академику Я. Страдыню
принадлежит версия, будто красно-бело-красные цвета латыши переняли у
соседей-славян (Полоцк и Псков), где почитали эти цвета. Там же цитируется
версия о происхождении национальных цветов "в индоевропейском праобществе".
Обе версии не выглядят достаточно обоснованными.
Источники.
|